Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.03.2012
Ливанский иммигрант Рашид Баз, работавший таксистом в Нью-Йорке и открывший 1-го марта 1994 года на Бруклинскому мосту огонь по микроавтобусу, в котором ехали учащиеся иешивы, признал, что совершил это преступление на почве расовой ненависти. В результате теракта погиб 16-летний Ари Гальберштам; 13 человек были ранены.
Сразу же после задержания Баз заявил полицейским, что стрелял по автобусу из-за возникших на дороге разногласий. Впоследствии террорист признался, что открыл огонь именно потому, что пассажиры были евреями. По его словам, он намеренно следовал за автобусом, чтобы затем, приблизившись к нему вплотную, в упор расстрелять его пассажиров. Эти детали следствия только недавно стали известны широкой общественности, пишет New York Post.
Рашид Баз был приговорен к 141 году тюремного заключения. При этом представители американской фемиды посчитали, что говорить об этом случае, как о преступлении на почве расовой ненависти, бессмысленно — равно как и предъявлять Базу новые обвинения.
Полиция скептически отнеслась к первоначальной версии База, что он якобы защищал свою жизнь, впрочем, как и к слухам о том, что он мог быть причастен к террористическому заговору. Адвокат База на протяжении всего судебного процесса утверждал, что в момент совершения преступления его подзащитный находился в состоянии посттравматического шока.
Впоследствии Баз признался, что впервые увидел микроавтобус с хасидами на парковке больницы Manhattan Eye and Ear Infirmatory. Студенты иешивы приехали в больницу навестить Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, который находился там на лечении. На подъезде к Бруклинскому мосту Рашид Баз открыл огонь по автомобилю, в котором ехал Ари и другие студенты иешивы. Террорист, вооруженный автоматом, преследовал испуганных студентов через весь мост. Затем он трижды открыл по ним огонь, выкрикивая по-арабски: «Смерть евреям!», а потом скрылся в потоке машин. Спустя пять дней Ари Гальберштам скончался от пулевых ранений в голову, не совместимых с жизнью.
Баз признался, что поводом, подтолкнувшим его к преступлению, стало известие о том, что на Западном берегу реки Иордан еврейский поселенец расстрелял группу арабов. На вопрос, выстрелил ли бы он в черного или латиноамериканца, Баз ответил отрицательно: «Я убил их потому, что они — евреи». После нападения на мосту Баз спокойно вернулся к себе в Бруклин и рассказал сослуживцам, что только что без всякой на то причины расстрелял микроавтобус.
Психиатр, обследовавший Рашида База во время следствия, рассказал на суде, что до преступления обвиняемый присутствовал на молитве в мечети, где вспоминали 29 палестинцев, убитых в Хевроне поселенцем Барухом Гольдштейном.
«Евреи показали свое истинное лицо; они — фашисты и расисты, еще более страшные, чем нацисты. Настало время покончить с ними», — такие проповеди, по словам друга База, Муфака Аскара, читал имам прихожанам мечети.
После оглашения приговора террористические движения ХАМАС и «Хизбалла» объявили База моджахедом.
Ари Гальберштам, жизнь которого оборвалась на 17 году, родился 6 мая 1977 года в семье, приближенной к Ребе Менахему-Мендлу Шнеерсону. Отец Ари работал персональным помощником Ребе. Из рода Гальберштам происходит династия бобовских ребе, основоположником которой стал Шломо Гальберштам.
Ари Гальберштам был похоронен на кладбище «Монтефиори» в Квинсе. В том же году из жизни ушел Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон. Могилы Ребе и Ари Гальберштама находятся недалеко друг от друга.
Соня Бакулина