Распространено мнение, что экспедицию Колумба финансировали их католические величества Фердинанд и Изабелла, однако на самом деле кредит на эти цели на сумму семнадцать тысяч дукатов мореплавателю выделили два маррана и один испанский еврей, сохранивший верность иудаизму.
Сегодня — 506 лет со дня кончины Христофора Колумба. Споры о целях, которые мореплаватель ставил, готовясь открыть новый путь в Индию, а также о происхождении этого человека ведутся до сих пор. Большинство исследователей до сих пор игнорируют тот факт, что главной мечтой всей жизни Христофора Колумба было освобождение Иерусалима от власти мусульман.
Именно в год плавания экспедиции Колумба, открывшей Новый Свет, католические монархи Фердинанд и Изабелла издали эдикт, согласно которому все евреи Испании должны были под страхом смерти креститься — или покинуть их владения. В итоге около 800 тысяч евреев в течение нескольких месяцев оставили Пиренейский полуостров, но многие предпочли ценой перемены веры остаться на родине.
Крещеных евреев официально называли конверсос (новообращенными), а неофициально — марранами (свиньями). Многие из них перешли в католицизм лишь притворно, для вида, сохранив тайную приверженность иудаизму.
В течение почти двух столетий марраны подвергались всяческим преследованиям, многие из них поплатились за тайное исповедование иудаизма жизнью.
Целый ряд испанских исследователей, в числе которых Хосе Эруго, Цельсо Гарсиа де ла Риега, Отеро Санчес и Николас Диас Перес, пришли к выводу, что Колумб также был по происхождению марраном, скрывавшим свое происхождение, чтобы избежать репрессий.
Весьма интересным с исторической точки зрения документом является завещание Колумба, составленное им за день до кончины — 19 мая 1506 года. Последняя воля мореплавателя также весьма любопытна: десятую часть своего имущества он жертвовал в пользу неимущих и учреждал специальный фонд, занимавшийся обеспечением приданым бедных невест — все это очень напоминает традиционную еврейскую благотворительность.
В качестве личной печати Колумб использовал знак, представлявший собой переплетение букв и штрихов, который часто применялся в качестве декоративного оформления надгробий на еврейских кладбищах Испании. Перед смертью мореплаватель дал своим сыновьям указание, чтобы этот знак использовался в качестве семейной печати и в будущем, пишет на сайте
CNN исследователь Чарльз Гарсиа.
По мнению британского историка Сесиля Рота, автора книги «История марранов», этот знак представлял собой понятную только посвященным замену «Кадиша» — иудейской поминальной молитвы.
Наконец, перед смертью Христофор Колумб оставил некоторую сумму в фонд будущего крестового похода, который, как он надеялся, освободит от мусульман Святую Землю.
Ученый-лингвист Эстель Иризарри из Джорджтаунского университета (США), проанализировавшая лексический состав и синтаксис рукописей Христофора Колумба, пришла к выводу, что родным языком великого путешественника был кастильский вариант испанского, на котором говорили также евреи-сефарды, а вовсе не итальянский, как можно было ожидать от уроженца Генуи.
По словам Иризарри, в верхнем левом углу 12 из 13 дошедших до нас писем Колумба к его сыну Диего стоят еврейские буквы бет и хей, представляющие собой аббревиатуру выражения «Бе-эзрат а-Шем» (С Б-жьей помощью). На протяжении многих столетий соблюдающие евреи добавляют такую пометку на свои рукописи. Любопытно, что то письмо, на котором пометки не оказалось, необходимо было показать королю Фердинанду.
Симон Визенталь в своей книге «Паруса надежды» выдвигает предположение, что Колумб отправился открывать новые земли, рассчитывая найти убежище для евреев, над которыми нависла угроза изгнания из Испании. Культурный антрополог Кэрол Делани из Стэнфордского университета полагает, что мореплаватель отправился искать новый, более короткий путь в Индию, чтобы дать золото, которое он рассчитывал потратить на организацию крестового похода для отвоевания Святой Земли и восстановления Храма в Иерусалиме. Следует отметить, что мессианские ожидания, связанные с возвращением в Эрец Исраэль, в то время были очень популярны в еврейской среде.
Ученые отмечают еще одно любопытное обстоятельство: изначально экспедиция Колумба, открывшая Америку, должна была отправиться в путь 2-го августа 1492 года. Однако по еврейскому календарю это был день девятого ава — траурная дата, на которую выпадает разрушение Первого и Второго Храмов. Случайность это или нет, но Колумб распорядился перенести плавание на один день.
Распространено мнение, что экспедицию Колумба финансировали Их Католические Величества Фердинанд и Изабелла, однако на самом деле кредит на эти цели на сумму 17 тысяч дукатов выделили два маррана и один еврей, сохранивший верность иудаизму: Луис Сантангель, Габриэль Санчес и дон Ицхак Абрабанель. Кстати, два письма, отправленных Колумбом в Испанию во время экспедиции, были адресованы вовсе не королеве Изабелле, а Сантангелю и Санчесу. В своих посланиях путешественник горячо благодарит «спонсоров» за поддержку.
Таковы факты, однако многие историки относятся к версии еврейского происхождения Колумба скептически, выдвигая собственные гипотезы. Многие продолжают настаивать на итальянском (генуэзском) происхождении мореплавателя. Так, историк американского флота адмирал Сэмюэл Элиот Морисон утверждает в своей книге Christopher Columbus: Admiral of the Ocean Sea,
что большинство документальных источников подтверждают именно версию его генуэзского происхождения. В начале
XX века в генуэзских архивах были обнаружены документы, в которых упоминаются сам Христофор Колумб, его отец Доменико и братья, Бартоломео и Джакомо. Судя по этим источникам, семья Колумбов на протяжении как минимум нескольких столетий до рождения мореплавателя проживала в Северной Италии.
С начала
XX века пользуется популярностью также версия каталонского происхождения Колумба. Впервые ее выдвинул перуанский историк Луис Уллоа в своей диссертации, защищенной в 1927 году. Уллоа приходит к такому выводу после лингвистического анализа написанного Колумбом. Он считает, что некоторые ошибки в нормативном кастильском наречии, сделанные мореплавателем, свидетельствуют о том, что его родным языком был каталанский. Перуанский историк вообще считает ошибкой отождествление первооткрывателя Америки с генуэзцем Колумбом. Он считает, что на самом деле заслуга открытия Нового Света принадлежит его однофамильцу, уроженцу Барселоны. В качестве еще одного подтверждения своей версии исследователь приводит факт женитьбы Колумба на португальской дворянке. По его мнению, едва ли в эпоху строгих сословных перегородок иностранец, да еще весьма скромного происхождения смог бы жениться на дворянке.
Теорию о португальском происхождении великого мореплавателя выдвинул в 1988 году лиссабонский историк Жозе Маскареньяс Баррету. Он считает, что Колумб на самом деле был португальским шпионом, засланным в Испанию, чтобы информировать Лиссабон об успехах Мадрида в деле открытия новых земель. Сторонники португальской теории указывают также, что в одном из писем Колумб называет Португалию «своей родиной», а большинство топонимов, придуманных им для Нового Света, имеют португальское, а не генуэзское происхождение.
Существует также весьма спорная гипотеза, согласно которой Колумб был сыном короля Польши Владислава
III, который в результате превратностей судьбы был заброшен на остров Мадейра. Эта версия приводится в книге историка-любителя Мануэля да Сильва Роса COL
ON: La Historia Nunca Contada. В качестве доказательства исследователь указывает на сходство герба Колумба и польского королевского герба.
В 2009 году британская
The Daily Telegraph опубликовала статью испанского исследователя Альфонсо Энсената де Вильялонга, утверждающего, что Христофор Колумб был «сыном пастуха, а не ткача, что он был крещен под именем Педро, а не Христофор, и носил фамилию Скотто, что указывает на шотландское происхождение».
Наконец, в городе Кальви на Корсике (принадлежавшей в годы жизни Колумба Генуе) туристам любят показывать останки скромной хижины, которую местные жители считают местом рождения великого мореплавателя.
Итак, каково же происхождение Христофора Колумба? Вероятно, если не будут обнаружены новые письменные источники, историки не смогут с абсолютной достоверностью ответить на этот вопрос. Даже ДНК-тест останков великого мореплавателя, произведенный несколько лет назад, смог показать лишь то, что он принадлежал к европеоидной расе. По крайней, в ряду множества версий еврейская не кажется менее достоверной, чем другие.