Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.03.2014
В современной Вене мало что напоминает о том, что до начала нацистского геноцида более 10% населения города составляли евреи. Лишь топонимы вроде Юденгассе или Юденплатц и старые могилы на еврейском участке центрального городского кладбища служат напоминанием о процветавшей некогда общине, уничтоженной Холокостом. Между тем преследования венских евреев начались отнюдь не после присоединения Австрии к Третьему рейху в 1938-м, а несколькими столетиями раньше. 593 года назад, 12 марта 1421 года, на Гусином лугу были публично преданы сожжению 212 женщин и мужчин.
Наиболее ранние документальные свидетельства о еврейском присутствии в австрийской столице относятся к 1204 году. К XV веку численность еврейской общины составляла 1,5 тысячи человек. Во время христианской Пасхи 1420 года в городе Энс, расположенном к западу от Вены, распространился слух, что богатый еврей по имени Исраэль купил у жены привратника местной церкви несколько гостий (просфор), используемых для причащения, которые затем были осквернены членами местной общины. Подобное обвинение в осквернении гостии нередко использовалось в качестве повода для гонений на евреев в Средние века.
Австрийский эрцгерцог Альбрехт V приказал арестовать как можно большее количество евреев со всех уголков страны. Арестованных доставили в Вену; богатых заставили отдать в государственную казну все их имущество, а бедняков посадили на плоты и отправили вниз по течению Дуная без весел.
В то время главной заботой правителей Австрии было реформаторское гуситское движение, распространившееся в Чехии и обретшее сторонников в австрийских городах. Для борьбы с ним Альбрехт V взял у еврейских ростовщиков крупные займы. Поскольку отдавать долги ему было нечем, эрцгерцог решил расправиться со своими кредиторами — и попросту казнил их всех.
Затем венских евреев принудили к насильственному крещению. 12 марта 1421 года те, кто отказался изменить вере отцов — 92 мужчины и 120 женщин, — были публично сожжены на Гусином лугу (в нынешнем венском квартале Вайсгербер). Все остальные, за исключением согласившихся принять крещение, были высланы, их собственность конфискована, а дети отданы в монастыри на воспитание. После череды этих страшных событий евреи стали называть Австрию «кровавой страной».
Здание венской синагоги на Юденплатц было разрушено, камни из его фасада использовали для строительства Венского университета. В указе об открытии учебного заведения говорилось, что «чудесным образом синагога, служившая оплотом ветхозаветной веры, преобразилась в место, где добродетельные юноши изучают Новый завет».
Евреям было разрешено снова поселиться в Вене лишь в 1624 году. За городскими стенами, в Леопольдштадте, было организовано гетто. В 1648-1649 годах многие евреи бежали в Австрию с Украины от погромов Богдана Хмельницкого. Однако в 1670 году власти настояли на повторном изгнании еврейской общины, на сей раз обвинив ее в шпионаже в пользу турок. В городе осталось лишь несколько «придворных евреев», один из которых, Самуэль Оппенгеймер, фактически оплатил из своего кармана войну с турками в 1677 году.
В следующий раз еврейскому населению было разрешено появиться в австрийской столице после революции 1848 года. Десятки тысяч людей съезжались сюда из местечек Центральной и Восточной Европы. К 1910 году в Вене жило уже 180 тысяч евреев. Венская еврейская община была третьей по величине в Европе после варшавской и берлинской.
До начала Второй мировой войны более ста тысяч венских евреев успели эмигрировать. При нацистах в Леопольдштадте снова возникло гетто. Из остававшихся в городе 57 тысяч членов общины войну пережили 200 человек.
Роберт Берг