Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.06.2014
В первых числах июня 1941 года в Багдаде произошел еврейский погром, получивший название «Фархуд». По данным мемориального комплекса «Яд Вашем», в результате погрома погибли 179 человек, более 2 тысяч получили ранения, тысячи домов были разграблены. Историки отмечают, что антиеврейские беспорядки стали следствием пропаганды, которую вела в Ираке и других арабских странах нацистская Германия.
«Мы были дома. Услышав крики, вышли на террасу, — вспоминала в интервью Haaretz Хеле Сареф Каргола, которой тогда было 16 лет. — Мы увидели толпу арабов, выносивших мебель и другое имущество из домов евреев. Вчерашние добрые соседи превратились в грабителей. Полицейские, вместо того чтобы поддерживать порядок, сняли форму и присоединились к погромщикам. Беременным женщинам разрезали животы, стариков до смерти избивали на улицах».
Иракские евреи, пережившие «Фархуд» и сегодня проживающие в Израиле, требуют, чтобы государство признало их жертвами нацизма. Некоторое время назад их претензии были отклонены, и сейчас жертвы багдадского погрома готовят апелляцию. «Если наше требование не будет удовлетворено, мы обратимся в окружной и даже в Верховный суд», — говорят адвокаты Давид Ядид, Дорон Ацмон и Сиван Басри, представляющие интересы истцов.
В качестве доказательств того, что антиеврейские беспорядки в Ираке были инспирированы нацистской Германией, адвокаты представили суду целый ряд исторических материалов, среди которых переписка сотрудников МИДа Третьего рейха, сообщения британской разведки и отчет следственного комитета, созданного в Ираке после погрома. В начале 40-х годов по инициативе Берлина начала работу пропагандистская радиостанция, вещавшая на арабском языке в странах Ближнего Востока, а в Ираке появилась молодежная пронацистская организация наподобие «Гитлерюгенд».
Истцы утверждают, что погром стал следствием преднамеренного подстрекательства со стороны нацистов, стремившихся вызвать у арабского населения Ирака ненависть к евреям. «Немцы имели прямой контакт с непосредственными зачинщиками беспорядков, поддерживали и направляли их», — отмечают в интервью Haaretz адвокаты Ядид и Басри.
Иной точки зрения придерживается Управление по защите имущественных прав лиц, переживших Холокост, при израильском Министерстве финансов. Представители этой организации утверждают, что нацистская Германия была замешана в иракских событиях лишь косвенным образом, поэтому «Фархуд» нельзя рассматривать как часть истории Холокоста. По словам сотрудников управления, главными причинами погрома были традиционный антисемитизм арабского населения и протест против сионистского движения, направленного на создание еврейского государства в Палестине.
«Германия не стремилась превратить Ирак в сферу своего влияния. Ее гегемонистские устремления ограничивались Европой. Нацистское правительство, безусловно, не могло ничего напрямую приказывать иракским властям», — считает профессор Хайфского университета историк Яаков Тоби.
Документы в поддержку иска жертв погрома в израильских и зарубежных архивах собрал профессор Ицхак Керем, специалист по истории евреев арабских стран. По его мнению, «решающим фактором, приведшим к погрому, послужили нацистские подстрекательства, распространяемые через агентов, засланных на Ближний Восток из Берлина». «“Фархуд” следует рассматривать как неотъемлемую часть истории Холокоста, как своего рода “Хрустальную ночь иракских евреев”», — уверен Ицхак Керем.
Нацистская пропаганда получила особую популярность среди иракских националистов, которые затем стали распространять ее и в других странах арабского мира. Немецкий дипломат и агент спецслужб Фриц Гробба, живший в Ираке с 1932 года, всячески стимулировал рост антиеврейских настроений: в частности, им был опубликован арабский перевод программной книги Гитлера «Майн кампф»; он же был инициатором открытия вещания Берлинского радио на арабском языке. С 1934 года правительство Ирака проводило все более жесткую антиеврейскую политику. В мае 1941-го в Ираке был осуществлен пронацистский переворот, который возглавил Рашид Али аль-Гайлани. При поддержке британских войск переворот был подавлен, однако в обстановке безвластия, когда исход противоборства сторон был еще неясен, в Багдаде произошел погром, известный под названием «Фархуд».
Ицхак Керем собрал доказательства в пользу того, что правительство аль-Гайлани финансировалось нацистами. В их числе — телеграмма, которую тогдашний германский посол в Багдаде Фриц Гробба отправил в Берлин 21 мая 1941 года. В телеграмме он сообщает, что передал правительству Ришида аль-Гайлани несколько десятков тысяч золотых слитков и просит выделить ему еще 80 тысяч слитков для этих целей.
Нацисты оказывали иракскому правительству не только финансовую и идеологическую поддержку. Они поставляли в Ирак оружие, предназначенное для борьбы с общим врагом — англичанами. Профессору Керему удалось найти протокол заседания германского правительства от 7 мая 1941 года, на котором сам Гитлер говорит о необходимости отправить иракцам партию оружия и боеприпасов и выделить денежную помощь.
Историк Яаков Тоби интерпретирует эти факты иначе: «Иракцы всячески заискивали перед нацистами, выпрашивая у них помощь. Нацистское руководство в большинстве случаев оставляло эти просьбы без внимания. И только однажды они отправили в Багдад военную помощь, которая не смогла, однако, помочь режиму аль-Гайлани удержаться у власти».
Действительно, попытка нацистов помочь своим иракским сторонникам сохранить власть провалилась. 30 мая британские войска во главе с бригадиром Джеймсом Джозефом Кингстоном приблизились к Багдаду, вследствие чего аль-Гайлани и его сторонники покинули город и бежали через Иран в Германию. Евреи, обрадованные падением пронацистского режима, начали праздновать наступивший 1 июня Шавуот, чем спровоцировали ответную реакцию антисемитов. Только днем 2 июня британские войска ввели комендантский час. По обнаруженным погромщикам британцы открывали огонь без предупреждения, благодаря чему погром удалось остановить.
Одним из следствий «Фархуда» стало распространение среди иракских евреев симпатий к сионизму. Уже в 1951 году, через три года после провозглашения еврейского государства, более 80 процентов иракских евреев переселились в Израиль.
Роберт Берг