Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.01.2015
Еврейские племена, в Средние века жившие на территории Аравии и состоявшие в основном из земледельцев и ремесленников, не оставили после себя никаких письменных свидетельств. О конфликте между Мухаммедом и евреями мы узнаем из арабских источников, наиболее важные из которых относятся еще к VII – VIII векам. В их числе «Жизнеописание пророка» Ибн Исхака, «Книга походов» аль-Вакиди, история Медины, написанная ас-Самхуди, а также комментарии к Корану и сборники хадисов (преданий о деяниях пророка).
Итак, Медина, 624 год н. э., или второй год хиджры (то есть второй год после переселения Мухаммеда из Мекки в Медину). Мусульманская вера приобретает все новых приверженцев, система родоплеменных отношений между кочевыми и оседлыми племенами, на которой держалась до сих пор жизнь Аравии, рушится на глазах. А евреи не просто пытаются сохранить старые порядки, но еще и позволяют себе насмехаться над новым лидером. Мусульмане, отстаивая честь своего пророка, убивают нескольких известных евреев — политических лидеров и поэтов: поэзия в аравийском обществе, по большей части неграмотном, была главным способом выражения как религиозных, так и политических идей. Высмеивая Мухаммеда, поэты, безусловно, преследовали цель поднять племена на борьбу против ислама.
Убийство отдельных врагов пророка часто оказывало удивительное воздействие на арабские племена, приводя к массовому принятию новой веры родственниками как убийцы, так и убитого. Однако с евреями Аравии было иначе: те только укреплялись в своем неприятии ислама.
Мухаммед, со своей стороны, тоже понимал, что от евреев поддержки ему не дождаться. Одним из проявлений этого понимания стала демонстративная смена направления молитвы. Если в первые полтора года Мухаммед молился, обратившись лицом к Иерусалиму (в Медине — на север), то теерь мусульмане «повернулись» на 180 градусов и начали молиться на юг, в сторону Мекки.
Вскоре после этого началось поэтапное изгнание из Медины трех больших еврейских племен: Кайнуки, Надира и Курайзы. У этих племен были свои небольшие города, крепости, поля и плантации, торговые связи и военные союзы с арабскими племенами, часто подкрепленные брачными узами. Ничего из этого им не помогло.
Первым было изгнано племя Кайнука. Одного из евреев обвинили в оскорблении чести мусульманской женщины, и евреи племени ушли из Медины, сохранив, однако, всю свою собственность, по крайней мере формально. Затем настал черед племени Надир, на этот раз поводом для столкновения стал денежный конфликт. Дороги Аравии были тогда беспокойными, и на одной из них бедуины убили нескольких мусульман, за что мусульмане в ответ убили нескольких бедуинов. Бедуины сослались на договор и потребовали от мусульман выкупа. Мухаммед обратился к евреям Надира, не имевшим никакого отношения к этим убийствам: раз уж мы с вами союзники, вы должны взять на себя выплату части выкупа. Те со страху сначала согласились, но потом попросили время на раздумья. Тогда, сообщает арабская традиция, в дело вмешался ангел Гавриил, который сообщил Мухаммеду, что еврейские старейшины замышляют скинуть ему на голову мельничный жернов.
Действительно ли старейшины готовили заговор против Мухаммеда, мы не знаем. Зато известно, что Мухаммед потребовал изгнать племя Надир из Медины, конфисковав при этом все еврейское имущество в пользу мусульман (каждой еврейской семье было позволено взять с собой ровно столько, сколько мог унести один верблюд). Племя Надир нашло убежище у единоверцев в Хайбаре, большом еврейском городе к северу от Медины. Впрочем, спустя несколько лет война добралась и до тех мест.
Самой трагической оказалась судьба племени Курайза. Арабские источники сообщают, что это еврейское племя, единственное из оставшихся в Медине, на пятом году хиджры заключило договор о ненападении с мусульманами. Однако в ходе боевых действий между приверженцами ислама и жителями Мекки у Мухаммеда возникло подозрение, что евреи перешли или собираются перейти на сторону врага. Впрочем, даже арабские историки не пишут о враждебных действиях Курайзы, а только об их изменнических намерениях.
Как только угроза со стороны Мекки миновала, войско мусульман отправилось осаждать крепость Курайзы. После нескольких недель осады евреи сдались: по-видимому, они ожидали, что их постигнет участь Кайнуки и Надира, то есть изгнание и потеря имущества. Однако решить судьбу пленных Мухаммед доверил одному из своих военачальников Саиду ибн Муаду. К потрясению самих арабов, вердикт Саида был необычайно суров: всем мужчинам отрубить головы, а женщин и детей продать в рабство мусульманам. В разных источниках рассказывается, что от 600 до 900 мужчин Курайзы были казнены в один день.
Кое-кого из попавших в рабство женщин и детей выкупили в дальнейшем другие евреи, но большинство приняло ислам и растворилось в арабском народе. Многие из детей знали грамоту и в дальнейшем сыграли важную роль в развитии исламской учености.
Так печально закончилась история евреев Медины. Евреи близлежащего города Хайбар были покорены несколькими годами позже, а халифы-наследники Мухаммеда своим указом и вовсе запретили им жить в Аравии. Если верить арабским источникам, евреев на аравийской территории (за исключением Йемена) нет уже тысячу лет. Впрочем, некоторые сохранившиеся свидетельства это утверждение опровергают. Так, еврейский путешественник Биньямин из Туделы, посетивший эти места в XII веке, видел там какие-то еврейские племена. А в XIX веке английский путешественник Чарльз Монтегю Доути рассказывал, что и в его время было в Хайбаре свирепое племя, которое по всем внешним признакам вело мусульманский образ жизни, но на самом деле соблюдало еврейские традиции.
Если взглянуть на судьбу еврейских племен Аравии в контексте истории — и средневековой, и тем более новейшей, — едва ли она покажется чем-либо примечательной. Конфликт интересов, имущественные споры, борьба за власть, в конце — гибель мирных жителей… Множество других завоевателей совершали подобные и гораздо более жестокие поступки, и вряд ли евреи Медины заслуживали бы большего внимания, чем любой другой малый народ, если бы не одна важная подробность.
Когда историки говорят об истреблении индейцев, жестокости крестоносцев или Кавказской войне, то наследники победителей могут начать оправдывать поступки своих предков, а могут и просто пожать плечами, сказав: «Жестокие были времена, хорошо, что кончились». У верующего мусульманина нет такого выбора. Все, что было сделано Мухаммедом и его соратниками, должно в их глазах выглядеть правильным и справедливым. И поэтому мусульманские авторы так усердствуют уже тысячу лет, живописуя предательскую сущность евреев Медины: они хотят показать, что у мусульман не было другого выхода, кроме как изгнать или истребить евреев.
А это уже касается нас непосредственно. Если всех мусульманских детей учить в школе тому, что евреи — это предатели, которые чуть не убили пророка Мухаммеда, сбросив ему жернов на голову, то такие «уроки» не пройдут бесследно. С другой стороны, рассказывая об Ибрагиме (Аврааме), Мусе (Моше), Юсуфе (Йосефе) и других еврейских героях древности, толкователи Корана никогда не укажут на их национальность. И уж точно не станут связывать их с потомками, то есть с современными евреями.
В последние годы часто можно слышать из уст достойных мусульман, включая религиозных и общественных лидеров, слова о необходимости перемен. О том, что надо вырвать ростки террора, которые принесли плоды в виде «Аль-Каиды» и «Исламского государства», угрожающих и самим мусульманам. Но неплохо бы также взглянуть заново на отношения между исламским миром и маленьким еврейским народом. Если бы мусульманские дети и молодежь больше слышали хорошего о евреях — древних, из Танаха, или современных, из Израиля, — и меньше о том, какие «мерзавцы» были евреи Медины, то многое в нашем мире, в том числе в жизни последователей ислама, изменилось бы к лучшему.