Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.02.2015
«Эта кукла всегда была со мной, где бы я ни оказалась», — признается Ципи Коэн, чудом разминувшаяся со смертью в годы Второй мировой войны. Недавно Ципи решила пожертвовать куклу, с которой не расставалась на протяжении 70 лет, центру изучения истории Холокоста «Шем Олам». «Благодаря этой кукле, люди смогут познакомиться с историей моего спасения, когда меня уже не будет на этом свете», — убеждена Ципи.
Ципи Коэн получила эту куклу в подарок на день рождения в 1943 году. В Будапеште, где жила ее семья, в то время еще было относительно спокойно, но очень скоро война пришла и в Венгрию: отца Ципи депортировали в трудовой лагерь.
«В страшные дни голода и преследований я находила утешение, беседуя со своей куклой, — вспоминает Ципи Коэн. — Я, кстати, решила не давать ей никакого имени. Для меня она оставалась просто Куклой».
Кукла не только служила для Ципи развлечением и утешением, но в буквальном смысле спасла ей жизнь. Когда венгерских евреев начали арестовывать и высылать в лагеря смерти, мама Ципи решила отправить девочку в специальный приют, организованный для еврейских детей Красным Крестом.
В приюте маленькой Ципи очень не нравилось, и однажды, «посоветовавшись» с куклой, она решила сбежать оттуда к себе домой. Но дорогу она не знала, заблудилась и после наступления темноты заснула в обнимку с куклой прямо на тротуаре. Какой-то сердобольный прохожий разбудил девочку и отвел ее к себе домой. Дети, которые остались в приюте, той же ночью были схвачены венгерскими нацистами и утоплены в Дунае.
Многие родственники Ципи разделили участь жертв Холокоста, хотя непосредственно их семья выжила. После войны Ципи уехала в Израиль, где получила профессию медицинской сестры. У нее двое детей и уже больше десяти внуков.
«Кукла всегда была со мной, сколько я себя помню, — признается Ципи в интервью Ynet. — Она для меня не просто игрушка, но, скорее, напоминание о том, что пришлось пережить моей семье, а также память о всех евреях Европы, убитых нацистами. Я надеюсь, что в институте “Шем Олам” моя история будет сохранена для будущих поколений».
Институт уже приступил к созданию книги, рассказывающей историю Ципи Коэн и предназначенной для израильских школьников младших классов.
Игрушки детей, ставших жертвами Холокоста, и ранее оказывались в центре внимания организаций, занимающихся увековечиванием памяти Катастрофы. Осенью прошлого года в иерусалимском мемориале «Яд Вашем» открылась выставка таких игрушек, получившая название «Недетская игра».
«Экспонаты для нашей выставки мы искали не только в Израиле, но также в Европе и в Соединенных Штатах, — отмечает сотрудница мемориала Юдит Инбар. — Один из артефактов — потрепанного плюшевого медвежонка — я называю “Моной Лизой Яд Вашема”».
Игрушка принадлежала Фреду Лессингу, пережившему Холокост в Голландии. В годы войны маленький Фред скрывался от нацистов в тайном убежище, все это время с ним был его плюшевый медведь. Впоследствии Лессинг уехал в США. До того как игрушечный мишка стал музейным экспонатом, хозяин никогда не расставался с ним надолго. Будучи психологом, Лессинг проводил занятия с пережившими Холокост в детском возрасте американцами. На эти мероприятия он всегда приносил своего медвежонка. Узнав, что в «Яд Вашеме» организуется выставка игрушек периода Холокоста, Фред решил передать его музею.
С тех пор как игрушка оказалась в «Яд Вашеме», с ней фотографировались многие посещавшие мемориал мировые лидеры. «Когда этого медвежонка увидела Маргарет Тэтчер, она, хоть ее и называют Железной леди, не смогла сдержать слез», — вспоминает Инбар.
Татьяна Володина