Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.05.2016
Американскому историку Роберту Рокавэю удалось установить сенсационный факт: в 1933 году еврейские гангстеры готовили покушение на Гитлера. Исполнитель готов был взять за это всего 2500 долларов, но изменить ход мировой истории ему помешало ФБР.
В конце 80-х годов Рокавэй работал над книгой об истории еврейской организованной преступности в Америке. В процессе сбора информации он взял интервью у пожилого «гангстера в отставке», известного под кличкой Голландец (Dutch) и доживавшего свой век в Израиле. Именно он поведал историку о планах по убийству Гитлера, зародившихся в среде американских мафиози. В качестве потенциального киллера предполагалось найти человека, свободно говорящего на идише (чтобы у него не было языковых проблем в Германии). Ему планировалось заплатить 2500 долларов, плюс покрыть накладные расходы.
Встреча Рокавэя с Голландцем состоялась 15 августа 1988 года в кафе «Пикассо», расположенном в престижной Герцлии-Питуах. Историк обещал не раскрывать подлинное имя Голландца при его жизни, но спустя пять лет после той беседы он умер. Рокавэй пишет, что его настоящая фамилия была Гольдберг.
Голландец был ростом около 170 см, коренастого сложения. Очевидно, в молодости он был атлетом, но к моменту встречи с Рокавэем, когда ему было за 80, Голландец был уже довольно дряхл, его руки тряслись. Он рассказал, что вырос на Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, в 13 лет бросил школу и промышлял в юности мелкими кражами и вымогательством. В годы сухого закона Голландец занялся бутлегерством и штрейкбрехерством (помогал владельцам предприятий подавлять забастовки). В начале 30-х он был членом мафиозной группировки, которую возглавляли Багси Сигел и Меир Лански.
«Все мы ненавидели нацистов и были готовы убить Гитлера, чтобы отомстить ему за то, как он обходится с евреями, – признался Голландец. – Многие из нас были готовы отправиться в Германию и сделать эту работу. Но еще до того, как наши планы перешли в практическую стадию, об этом разнюхало ФБР. Шпионы, подосланные этим ублюдком Эдгаром Гувером [главой ФБР], начали крутиться вокруг нас и все разнюхивать. В итоге наши ребята решили от этой идеи отказаться. И очень жаль. Если бы это дело удалось, нас бы наверно сейчас чествовали как героев, наградили бы медалями...»
Однако подкрепить свои слова какими-либо письменными документами Голландец не смог. «Наши ребята летописей не вели, – сказал он. – Однако в архивах ФБР какие-то бумаги на эту тему могли сохраниться». Рокавэю в тот момент показалось, что старый гангстер все это выдумал, чтобы представить себя в выгодном свете. Ведь другие «ветераны мафии», с которыми он беседовал, тоже наперебой рассказывали о своей помощи евреям и борьбе с появившимися в 30-х годах в Америке пронацистскими организациями. Хотя в действительности основными жертвами их преступной деятельности были как раз еврейские предприниматели.
Однако, начав работать в архиве ФБР в Вашингтоне, Роберт Рокавэй неожиданно обнаружил там досье под названием «Адольф Гитлер». Открыв его, он понял, что Голландец, скорее всего, рассказал правду. В файле за номером 65-53615 подробно описан заговор с участием одного человека. План, вероятно, только начал воплощаться в жизнь, но был сорван Департаментом юстиции США. Чтобы предотвратить опасный международный инцидент – убийство американским гражданином германского лидера, – правоохранительные органы, возможно, спасли жизнь фюреру.
Информация о заговоре с целью убийства Гитлера была доведена до сведения американских властей в письме от 23 марта 1933 года, адресованном «послу Германии, Вашингтон, округ Колумбия». Посол передал письмо госсекретарю Корделлу Халлу, а тот переадресовал его генеральному прокурору США Гомеру Каммингсу. В письме говорилось следующее:
«Уважаемый господин посол!
Я обратился к президенту Рузвельту с просьбой выразить официальный протест против возмутительных действий вашего правительства, выражающихся в преследовании евреев Германии, а также немедленно положить конец этому преследованию.
В том случае, если президент Рузвельт не выразит протест, я лично приеду в Германию, чтобы убить Гитлера.
Искренне Ваш Дэниел Стерн».
Германские дипломаты потребовали немедленного и тщательного расследования. При этом сам посол Фридрих Вильгельм фон Приттвиц в апреле 1933-го подал в отставку в знак прихода нацистов к власти. Президент Рузвельт к тому моменту находился у власти всего несколько недель. Америка в ту пору переживала Великую депрессию, и события в Германии явно не находились в центре внимания федерального правительства. Тем не менее высказанную в письме угрозу нельзя было просто проигнорировать или признать не заслуживающим внимания курьезом. Многие американские евреи в знак протеста против политики Гитлера вышли на улицы. Сотни людей пикетировали германские диппредставительства и филиалы немецких фирм. Многотысячные антинацистские митинги и шествия состоялись в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде, Детройте и других крупных городах. В этой обстановке письмо Стерна было воспринято довольно серьезно. Генеральный прокурор обратился к Эдгару Гуверу, директору отдела расследований Департамента юстиции, с указанием разыскать Дэниела Стерна и остановить его. Гувер занимал этот пост с 1924 года. В 1935-м на базе его подразделения было создано ФБР. Агенты Гувера искали Стерна на протяжении весны, лета и начала осени 1933 годы. С этой целью сыщики установили контакты с лидерами еврейских банд Нью-Йорка: Меиром Лански, Багси Сигелом, Луисом Бухальтером.
Было установлено, что Дэниел Стерн входил в чикагскую гангстерскую группировку и что несколько лет назад он переехал в Филадельфию (а письмо в посольство, согласно почтовому штемпелю, было отправлено как раз оттуда). Наконец филадельфийский адрес Стерна был обнаружен. Но когда шпики пришли туда, привратник сказал, что этот жилец съехал в неизвестном направлении.
Со следствием согласился сотрудничать один из главных еврейских мафиози Филадельфии Макс (Бу-Бу) Хофф. Однако ни он, ни кто-либо из его «соратников» не был знаком с Дэниелом Стерном. О планах убить Гитлера никто из них тоже не слышал. При этом все заявляли, что ликвидация вождя Третьего рейха – это просто отличная идея. Розыски загадочного Стерна продолжались до сентября 1933-го, но никаких результатов не дали. По распоряжению Гувера дело было закрыто.
Познакомившись с ходом расследования в архиве ФБР, Рокавэй возвратился в Израиль и снова встретился с Голландцем. Рассказав о своих изысканиях, он спросил его, не слышал ли он что-нибудь о Стерне. «Действительно, ходили слухи о некоем человеке по фамилии Стерн, – рассказал старый гангстер. – Он, судя по всему, был полон решимости совершить подвиг, но ему не хватало рассудительности. Попросту говоря, этот самый Стерн был глуповат или вообще не отличался здравым рассудком. Хотя еще в начале 30-х были попытки ликвидировать Гитлера, ни одна из них ни к чему не привела. Похоже, что сам дьявол был его телохранителем. В конце концов оказалось, что единственным человеком, способным уничтожить Гитлера, был сам Гитлер».
Роберт Берг