Выселение евреев с оккупированных территорийПосле нападения на Польшу 1 сентября 1939 года вслед за наступающими частями вермахта на оккупированных нацистами землях появились оперативные группы полиции безопасности. Главной их задачей было «решение еврейского вопроса».
Западные воеводства Польши были присоединены непосредственно к Германии в качестве новых провинций Рейха. Остальная территория страны, кроме ее восточной части, которая отошла Советскому Союзу, была провозглашена генерал-губернаторством.
Согласно планам рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, область в восточной части Люблинского воеводства, по его собственному выражению, должна была стать «мусорным ведром», куда нацисты собирались сваливать все «лишнее» из новых немецких провинций оккупированной Польши, а затем и из самой Германии. Именно здесь планировалось создать «еврейскую резервацию».
Немецкая пропаганда выдавала депортацию евреев за «наведение порядка», попытку «урегулирования еврейской проблемы» созданием «улучшенной линии раздела» между национальностями. В действительности принудительное сосредоточение огромного числа ограбленных евреев в месте, не подготовленном для их принятия, означало для депортированных смерть от голода, холода, эпидемий, настоящее «уничтожение выселением».
Геноцид в Восточной ЕвропеПереход к заключительному этапу массового физического уничтожения европейских евреев был связан с немецким планом завоевания Советского Союза. Массовые убийства еврейского населения здесь было частью военной стратегии и представляли собой характерную особенность ведения войны фашистской Германией.
По приказу Гитлера все еврейское население СССР, численность которого оценивалась в пять миллионов, подлежало истреблению. Такая же судьба ожидала впоследствии на оккупированной советской территории и евреев, депортированных из других европейских стран. Их депортацию Гитлер намечал осуществить по окончании восточной кампании, которая должна была продолжаться не более нескольких месяцев.
17 сентября 1941 года Гитлер распорядился срочно выселить на восток евреев Рейха и стран, находившихся под его протекторатом. Он считал, что это будет способствовать успеху военных действий против Советского Союза. Гиммлер, которому было поручено выполнение этой задачи, предварительно организовал депортацию 60 000 евреев из Германии и Протектората в гетто Лодзи. Оттуда их предстояло отправить дальше на восток, к местам уничтожения. Переполненное гетто смогло принять лишь треть депортированных.
Приведем лишь один пример того, как осуществлялась подобная депортация:
16 сентября 1941 года из Праги отправился первый эшелон, который доставил в Лодзь 1000 еврейских мужчин, женщин и детей. Сборным пунктом пражских евреев, предназначенных для депортации, стала территория бывшей выставки, где теперь находится «Парк-отель», Прага, 7. Сюда евреи должны были прибыть за несколько дней до отъезда. Они отдавали ключи от квартир и передавали описи остающегося имущества, которое доставалось Рейху. В транспорт евреи могли взять только багаж общим весом не более 50 кг на человека. За первым транспортом вскоре последовали еще четыре, последний – 13 ноября. Из 5000 человек, осенью покинувших Прагу, войну пережили 272 человека. Остальные стали в лодзинском гетто жертвами голода и эпидемий, непосильного труда или погибли в лагерях смерти Хелмно, Майданек и Освенцим, куда их отправили из Лодзи.
Подобно тому, как СС не смогло отправить плановое число евреев в лодзинское гетто, провалились и его планы депортации 50 000 евреев Ригу и еще 50 000 – в Минск. В Минск был отправлен лишь один транспорт. Он увез 16 ноября из Брно 1000 человек, которые в гетто заняли место уже уничтоженных евреев местной общины.
В минском гетто евреи погибали здесь от тяжелых условий жизни, их убивали карательные команды, которые ликвидировали «бесполезных едоков»: стариков, детей, больных и обессиленных. Только 13 брненских евреев дождались освобождения.
«Акция Рейнхард»Когда развитие военной ситуации показало, что депортация на оккупированную советскую территорию требует более длительного времени, Гиммлер и Гейдрих несколько изменили свои планы. Осенью 1941 года организаторы «окончательного решения» пришли к выводу, что евреев следует уничтожать не на советской территории, а прямо в Польше. Согласно плану, который впоследствии получил название «Акция Рейнхард» (по имени Рейнхарда Гейдриха), были один за другим построены лагеря смерти в городах Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка. Первый из них начал функционировать 8 декабря 1941 г., в последнем смертоносная работа началась 23 июля 1942 года.
Не дожидаясь строительства лагерей смерти, оперативные группы Гейдриха и команды полиции безопасности совместно с подразделениями СС и полиции порядка, немецкой армии и других немецких оккупационных властей выполняли «приказ фюрера», уничтожая всех евреев на оккупированной советской территории.
Из отчетов, присланных в Берлин, видно, как систематически, от города к городу, уничтожалось все еврейское население. Самая крупная бойня произошла 29 и 30 сентября 1941 году в овраге Бабий Яр, где были расстреляны киевские евреи — 33 771 человек.
Страшные цифрыЖертвами нацистского «окончательного решения еврейского вопроса» пали около
шести миллионов европейских евреев. Наибольшие потери понесло еврейское
население Польши (приблизительно
2 700 000 человек) и Советского Союза (около
2 100 000 человек). Ужасные жертвы выпали также на долю евреев Венгрии (
550 000 человек, живших в ее тогдашних границах),
Чехословакии (
272 000 человек), Румынии (
210 000 человек), Германии (
160 000), Нидерландов (
102 000), Франции (
76 000), Австрии и Югославии (
65 000), Греции (
60 000) и других стран.
Человеческое воображение не в состоянии полностью ощутить ужас этих чисел. Если мы, к примеру, откроем «Книгу памяти Терезина», на страницах которой одно за другим указаны имена и судьбы 80 000 человек, или если пойдем в Пинкасову синагогу в Пражском еврейском музее, на стенах которой записаны имена убитых, то, может быть, скорее поймем и почувствуем правду: каждый из этих шести миллионов убитых был человеческом, с лицом и именем, с правом на жизнь и личное достоинство.