Top.Mail.Ru

Йоркский погром

16.03.2012

В конце недели в английском Йорке (графство Северный Йоркшир) состоялась церемония памяти живших здесь евреев, ставших жертвами погрома 1190 года. Трагические события тех лет стали крупнейшим антисемитским инцидентом за всю историю Англии. Организаторы мероприятия поставили перед собой задачу развенчать миф о том, что после погрома в Йорке раввины наложили херем (запрет) на проживание в городе евреев.

Клиффордская башня (известная также как Йоркский замок) — одна из самых известных достопримечательностей города. Она была построена в 1068 году и служила в качестве оборонительной крепости, тюрьмы и суда. Сегодня в здании крепости находится исторический музей. Мемориальная доска — единственное, что напоминает о трагических событиях, произошедших в Клиффордской башне. Табличка появилась на стене крепости в 1978 году по инициативе главного раввина Великобритании и мэра Йорка.

Убийство евреев Йорка стало одной из самых страшных трагедий в череде еврейских погромов, начавшихся после восшествия на престол короля Ричарда I Львиное Сердце. Представителей еврейской общины Йорка, прибывших в Лондон, чтобы поздравить монарха, не приняли при дворе. Во время беспорядков, последовавших за коронацией, один из еврейских гостей, Барух (Бенедикт), был вынужден под страхом смерти креститься, однако на следующий день король позволил ему вернуться в иудаизм. Другой йоркский еврей, Йосеф, был компаньоном Авраама из Линкольна, богатейшего ростовщика Англии. Подстрекателем погромщиков стал один из должников Авраама, не желавший расплачиваться с ним. Когда в народе возникли волнения, вызванные известием о начале Третьего крестового похода, должник решил обратить народное недовольство против евреев. По всей Англии прокатились погромы. Дома самых богатых евреев, в том числе, Йосефа, были разграблены и сожжены. Йосеф обратился к коменданту Йоркской крепости с просьбой предоставить евреям убежище. Получив согласие, евреи укрылись за стенами замка, который тут же был окружен разъяренными горожанами. Комендант вышел из замка, а когда решил вернуться, евреи отказались впускать его, опасаясь, что вслед за ним в башню ворвутся толпы погромщиков. Комендант пожаловался шерифу, и вскоре крепость была осаждена йоркскими ополченцами. В конце концов йоркский раввин заявил, что евреи на протяжении своей истории сталкивались с подобными преследования многократно и предложил осажденным покончить самоубийством. Начались ужасные сцены: Йосеф зарезал свою жену, раввин умертвил Йосефа. Когда все (кроме тех, кто решил спастись, приняв христианство) были убиты, покончил с собой и раввин. На следующий день оставшиеся в живых покинули башню и заявили о том, что принимают христианство, надеясь на великодушие осаждавших. Однако толпа не успокаивалась, и на следующий день погромщики набросились на сдавшихся евреев и перерезали большинство из них. Закончив расправу, горожане вошли в собор, где хранились записи о суммах, взятых в долг у евреев, заставили стражу передать им все документы и тут же сожгли их, после чего разошлись по домам. По данным из разных источников, трагедия унесла жизни от 150 до 500 евреев.

Когда известие о трагедии дошло до Виллиама де Лоншампа, управлявшего королевством в отсутствие короля Ричарда, он был возмущен — не столько самим кровопролитием, сколько нанесением оскорбления королевскому величеству, под покровительством которого находились евреи. Виллиам де Лоншамп отправился в Йорк, подробно исследовал причины нападения на евреев и, убедившись, что вдохновителями расправы руководили чисто материальные соображения, подверг тех, кто был должниками евреев, денежным штрафам.

Со временем память о погромах стерлась из исторической памяти местных жителей.

«Приехав в Йорк в 2006 году, я была шокирована тем, что местные жители о погроме почти ничего не знают», — говорит профессор местного университета Хелен Вайнштейн, отметившая, что о запрете на проживание евреев в Йорке слышала от своей бабушки.

Вайнштейн, выпускница Кембриджа, специализируется по истории раннего Нового времени. Она, в частности, исследовала бульварную прессу и порнографию XVII-XVIII веков. «Я думаю, нет смысла в изучении тех аспектов истории, которые неактуальны сегодня», — убеждена она.

По словам Вайнштейн, о «Йоркской резне» было написано и сказано немало, однако исследовательница мечтает, чтобы об этой трагедии знали не только историки, но и обычные люди. Она советует своим студентам учиться писать не только многостраничные научные работы, но и короткие заметки, которые можно опубликовать в прессе.

Евреи продолжали жить в Йорке до 1290 года, когда вышел королевский указ об изгнании их из Англии. Вернулись в Йорк они лишь в конце XIX века; однако многочисленной общины, как в Лидсе, Манчестере и других промышленных центрах, здесь не сложилось.

Евреям было официально разрешено вернутья в Британию в 1655 году, однако массовая эмиграция из Восточной Европы, причиной которой стали погромы в царской России, началась лишь в конце XIX века. Во время Холокоста Британия казалась евреям надежным убежищем. «Тот факт, что евреев когда-то уничтожали и в Британии, стал бы для военного поколения очередным ударом, — считает Вайнштейн. — Примерно два года назад в Норвиче были найдены 17 человеческих скелетов. Экспертиза показала, что останки, скорее всего, принадлежат евреям. Я уверена, что нынешнее поколение евреев уверено в себе и способно здраво оценить свое прошлое».

Михаил Завадский

{* *}