Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.04.2001
"Вы спасли народ Израиля!" — эти взволнованные слова, прозвучавшие по рации Седьмой танковой бригады на исходе четвертых суток Войны Судного дня 1973 года, были совершенно не характерны для генерал-майора Рафаэля Эйтана, человека сдержанного и уж тем более не склонного к риторике. Когда через несколько лет Эйтан принимал пост начальника генерального штаба Армии Обороны Израиля, его речь заняла всего девятнадцать секунд. Эйтан благодарил воинов Седьмой бригады за героизм, проявленный в боях с превосходящими силами сирийцев. Сотня израильских танков четыре дня и три ночи преграждала путь впятеро большему сирийскому соединению. До этого дислоцированная южнее танковая бригада, названная именем библейского героя Варака, была почти полностью уничтожена наступавшими сирийскими войсками, в составе которых имелось шестьсот танков. Хотя сирийцам удалось прорваться, бригада удерживала их до тех пор, пока не подошло подкрепление. Танкисты проявили редкостное мужество и упорство. Их храбрость заслуживает сравнения с отвагой, присущей воинам Иуды Маккавея и Бар-Кохбы, а в недавнем прошлом — повстанцам гетто. Израильтяне доблестно сражались и на южном фронте. Однако, несмотря на первоначальный успех огромной египетской армии, перешедшей Суэцкий канал, непосредственную угрозу для Израиля представляли сирийцы, силы которых почти ворвались в Галилею. Натиск этой армии сдерживали малочисленные защитники Голанских высот, которым пришлось ожидать, пока не подойдут достаточные резервы и не удастся повернуть ход сражения.
| |
Высшие командиры Армиии Обороны Израиля входят в Львиные ворота освобожденного Старого города Иерусалима. 7 июня 1967 г. Слева направо: Узи Наркис, Моше Даян, Ицхак Рабин |
Если я позволил себе особо отметить доблесть соединений, вступивших в отчаянный бой на Голанских высотах, то это вовсе не должно принизить или приуменьшить героизм многих других солдат, защищавших Израиль в 1973 году на севере и на юге. Напротив, мой рассказ — это дань всем участникам Войны Судного дня, упорство и стойкость которых спасли Израиль от поражения в жестокой схватке с Египтом и Сирией.
Армия Обороны Израиля проявила отвагу и высокую боеспособность в Синайской кампании 1956 года, в Шестидневной войне 1967 года и в Войне на истощение 1969 — 1970 годов, но именно в Войне Судного дня Израиль столкнулся со смертельной опасностью и, преодолев горечь поражения первых дней, одержал блестящую победу. В первые дни войны, полные трагизма и напряжения, народ Израиля обнаружил огромную внутреннюю силу и стойкость.
Хагана на иврите означает "оборона". Не случайно именно так была названа еврейская военная организация, существовавшая до возникновения государства. Когда была создана израильская армия, слово "оборона" сохранилось в ее названии — Цва хагана ле-Исраэль (Цахал) — Армия Обороны Израиля. Тем не менее, на деле и Хагана, и Армия Обороны Израиля обычно вынуждены были брать на себя инициативу и атаковать своих противников.
До 1973 года основными преимуществами Цахала были быстрота, подвижность, смелость, инициативность командиров и их способность к импровизации. Некоторые сомневались в стойкости израильской армии.
В Войне Судного дня, классической оборонительной войне, израильские солдаты, столкнувшись с нападением численно превосходящих сил противника, проявили доблесть, упорство и немыслимую стойкость.
Израильские солдаты доказали, что даже в эпоху электроники, управляемых ракет и "кнопочной техники" решающим остается человеческий фактор. Армия Обороны Израиля опирается в основном на резервистов и действительно является народной. В 1973 году ей пришлось заплатить дорогую цену за ошибки и просчеты политического и военного руководства страны. Но Цахал великолепно выдержал опасный экзамен, а завоеванная им победа в конечном счете способствовала установлению мира с Египтом.
Война за независимость 1948 года не принесла прочного мира. Однако в шестидесятые годы арабские страны постепенно начали смиряться с существованием Израиля. Обстановка на границах была относительно спокойной. Президент Туниса Хабиб Бургиба высказывался за то, чтобы признать Израиль. Значительная часть вооруженных сил Египта увязла в гражданской войне, разгоревшейся в далеком Йемене.