Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.10.2009
Впервые со дня основания израильская разведка «Моссад» обнародовала документ из своего секретного архива. Документ, датированный 1949 годом, — хартия (или устав) об основании секретной спецслужбы, подписанная тогдашним премьер-министром Израиля и министром обороны Давидом Бен-Гурионом.
Бен-Гурион пишет: «По моему указанию была создана организация, которая призвана объединить и скоординировать действия разведслужб государства и органов безопасности (военная разведка, государственный департамент Министерства иностранных дел, Общая служба безопасности и другие)».
Организовать и возглавить новую структуру было поручено Реувену Шилоаху, специальному консультанту Министерства иностранных дел. Шилоах должен был отчитываться непосредственно перед премьер-министром и выполнять его указания, однако «Моссад», согласно уставу организации, становился структурным подразделением Министерства иностранных дел. Новой спецслужбе выделялся годовой бюджет в 20 тысяч израильских лир; еще 5 тысяч лир глава организации мог получить на спецоперации при условии, что их одобрит премьер-министр.
Сотрудник офиса премьер-министра Шуки Фридман передал документ юристу Haaretz Миби Мозер. В прошлом году Haaretz иYediot Achronot подали в Высший суд справедливости Израиля запрос с требованием проверки архивов «Моссада», ШАБАК и Комиссии по атомной энергии, которые нарушают закон о государственных архивах.
Согласно этому закону, информация о деятельности спецслужб должна становиться доступной общественности через 30 лет, а информация, касающаяся безопасности государства, — через 50 лет. Засекреченными могут остаться материалы, касающиеся частной жизни, или те, обнародование которых может нанести ущерб государственной безопасности. Между тем, все архивные материалы спецслужб, даже те, которые датированы 1948-1957 годами, до сих пор остаются засекреченными.
В ответ на запрос Haaretz в ШАБАК заявили, что доступные для всеобщего ознакомления документы уже давно опубликованы на их сайте. Представители Комиссии по атомной энергии сказали, что все еще рассматривают вопрос. В «Моссаде» же ответили, что с документами 40-50-х годов можно познакомиться в их архиве. Однако из-за сверхсекретного характера большинства бумаг широкая публика в архив не допускается.
Каждое прошение на допуск в архив с целью изучения архивных документов может быть направлено в офис «Моссада» и его рассмотрят с учетом уровня секретности запрашиваемых документов, заявил Шуки Фридман.
Артем Лукин