Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.12.2009
В документе, адресованном израильскому послу в Польше Катриелю Кацу, содержится просьба переговорить с польским правительством о возможности установить ограничения на репатриацию инвалидов и лиц, страдающих хроническими заболеваниями, не повредив при этом алие из Польши в целом.
Письмо, помеченное грифом «секретно», написано в апреле 1958 года (вскоре после того как Меир стала министром иностранных дел). Документ обнаружил историк Шимон Рудницкий, профессор Варшавского университета.
Рудницкий занимается изучением польско-израильских отношений в период 1948-1967 годов. До последнего времени историкам не было известно о существовании документа, который может изменить существующую в настоящее время трактовку репатриации в Израиль вскоре после Холокоста. Ученые должны дать оценку предложению ввести «селекцию алии» польских евреев, среди которых было много чудом выживших узников лагерей смерти.
Изыскания Рудницкого, осуществленные им в сотрудничестве с группой историков Хайфского университета во главе с профессором Маркусом Зильбером, уже опубликованы в вышедшей на польском языке книге, посвященной событиям тех лет. Вскоре появится перевод этого труда на иврит, в котором, однако, вышеупомянутый документ помещен не будет, поскольку это может осложнить польско-израильские отношения.
Профессор Рудницкий заявляет, что содержание документа удивило его и как историка, и как еврея: «Это очень циничный документ. Известно, что Голда была весьма жестким политиком. Для нее государственные интересы были важнее живых людей».
Катриель Кац умер больше двадцати лет назад. Судя по всему, он не стал обсуждать с польским правительством предложение своего министра. Иммиграция 1956-1958 годов из Польши (вторая волна послевоенной репатриации) известна также как «алия Гомулки». В эти годы из-за роста антисемитизма около 40 тысяч человек выехали из Польши в Израиль.
Во время первой волны послевоенной репатриации (начало 50-х годов) польские власти препятствовали выезду из страны тех людей, профессии которых полезны польской экономике (включая врачей и инженеров). С приходом к власти нового правительства началась либерализация политического курса, получившая название «оттепель Гомулки». Правительство разрешило «отказникам», в числе которых были даже высокопоставленные партийные чиновники, покинуть страну.
«После 1956 года польские власти не накладывали ограничений на выезд из страны и уж конечно не стремились специально посылать в Израиль больных стариков и инвалидов. Это израильская история, а не польская», — резюмирует Рудницкий.
Следует однако отметить, что в те годы молодое еврейское государство испытывало значительные трудности при приеме и абсорбции репатриантов. Значительные волны алии прибывали в то время, помимо Польши, из Марокко, Ирака, Египта и Румынии. Подобная по масштабу иммиграционная волна прибыла в страну еще только в начале 90-х годов, но Израиль к тому времени уже превратился в развитое государство, и поэтому смог успешно принять сотни тысяч олим из бывшего СССР.
Николай Лебедев