Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.02.2014
14 февраля 1949 года, праздник Ту би-Шват. Иерусалим, здание Еврейского агентства, 16:00. «Президент Временного государственного совета д-р Хаим Вейцман входит в зал и занимает свое место. Звучит гимн “Атиква”», — фиксирует протокол первого заседания первого постоянного израильского парламента. «С чувством священного трепета и благодарности Всевышнему я открываю заседание Учредительного собрания Государства Израиль — первого Кнессета наших дней в вечном городе Иерусалиме, — обращается с проникновенной речью к собравшимся Хаим Вейцман. — В этот великий день в истории нашего народа восславим Всевышнего, милостью которого после долгих лет страданий и горя наступает Избавление».
За три недели до этого дня, 25 января 1949 года, в Израиле состоялись первые после провозглашения независимости всеобщие парламентские выборы. В голосовании приняло участие более 440 тысяч человек, 87% от общего числа граждан, обладавших избирательным правом. Выборы проходили по системе пропорционального представительства на основании партийных списков: на избирательные округи страна разделена не была. Избирателям предстояло выбрать между 21 партийным списком, из которых электоральный барьер преодолели двенадцать. Большинство в 65 мандатов получили рабочие сионистские партии, 16 мест достались объединенному религиозному фронту, 14 — движению «Херут» во главе с Менахемом Бегином; оставшиеся мандаты распределились между мелкими партиями. Из 120 народных избранников 117 были евреями, трое — арабами.
Прослушав приветственную речь Хаима Вейцмана, депутаты выбрали председателя Учредительного собрания — им стал один из лидеров рабочего сионистского движения, уроженец Москвы Йосеф Шпринцак, а его заместителями назначили Йосефа Бурга и Нахума Нира. Спустя два дня, 16 февраля, депутаты избрали Вейцмана на пост президента Израиля. По его поручению Давид Бен-Гурион, лидер рабочей партии «Мапай», получившей наибольшее количество мест в парламенте (46), начал формирование коалиционного кабинета министров. 10 марта 1949 года состав первого постоянного правительства Израиля был утвержден.Хаим Вейцман обращается с речью к депутатам Учредительного собрания
Учредительное собрание (Асефа мехоненет) было призвано заменить Временный государственный совет, образованный вскоре после провозглашения независимости на основе межпартийного соглашения, а не всеобщего голосования. Первая сессия нового органа открылась ровно 65 лет назад, 14 февраля 1949 года, в иерусалимском здании Еврейского агентства («Сохнут»). Большинство депутатов добирались до столицы из центральных районов страны. По дороге они остановились на развязке Шаар ха-Гай, где в Войну за независимость велись ожесточенные бои, и приняли участие в церемонии посадки деревьев: в этот день по еврейскому календарю отмечался праздник Ту би-Шват. В память о тех событиях посадка деревьев до сих пор является традиционной частью мероприятий, приуроченных к празднованию годовщины первого созыва Кнессета.
Через два дня после первого заседания депутаты приняли «Закон о переходном периоде», постановивший переименовать Учредительное собрание в Кнессет первого созыва и определивший его полномочия. Новое название парламента, как и число его представителей (120), восходило к Великому собранию (Кнессет ха-гдола) — совету представителей еврейского народа, образованному в Иерусалиме Эзрой и Нехемией в V в. до н. э., после возвращения евреев из вавилонского пленения.Давид Бен-Гурион, его жена Пола и начальник генштаба на церемонии посадки деревьев в Шаар ха-Гай
Кнессету первого созыва предстояло фактически с нуля сформировать законодательную базу недавно провозглашенного государства, в частности, переработать и адаптировать законы и указы, действовавшие еще со времен британского мандата. В среднем парламент утверждал по 7,5 законопроектов в месяц. В числе наиболее важных законов, принятых за время первой каденции, — законы о госконтролере, о флаге и гербе, о воинской службе, об обязательном образовании, о возвращении, о семьях погибших солдат, о суде над нацистами и их пособниками, о рабочем времени и отдыхе, о равенстве прав женщин. С июня 1950 года был принят ряд так называемых основных законов, которые в совокупности должны были в будущем составить конституцию страны. Главным противником принятия конституции в первом Кнессете выступал Давид Бен-Гурион, считавший, что молодой Израиль находится в процессе постоянных преобразований, не вписывающихся в жесткие конституционные рамки. Кроме того, по мнению премьер-министра, Израиль не имел морального права принимать конституцию, действуя от имени всего еврейского народа, в то время как основная его часть по-прежнему проживала в диспоре.
Поначалу у Кнессета не было постоянного помещения для заседаний. После первой февральской сессии депутаты переместились в Тель-Авив, где заседали сначала в Тель-авивском музее, располагавшемся в Доме Дизенгофа на бульваре Ротшильд, затем, на протяжении девяти месяцев, — в здании кинотеатра «Кесем», расположенном недалеко от набережной, или в отеле «Сан-Ремо». В конце декабря 1949-го, после громкого заявления Бен-Гуриона о том, что «еврейский Иерусалим является органичной и неотъемлемой частью Государства Израиль, израильской истории, веры и духа нашего народа», Кнессет принял решение перенести свою резиденцию в Иерусалим.
Собственным зданием Кнессет обзавелся лишь в 1966 году. За 10 лет до этого, в июле 1956-го, президиум Кнессета и израильское объединение инженеров и архитекторов объявили конкурс на проект постоянного здания парламента в районе государственных учреждений Гиват-Рам. Еще до публикации результатов конкурса стало известно, что барон Эдмон Джеймс де Ротшильд завещал для этих целей 6 млн израильских лир. В октябре 1958 года в присутствии его вдовы был заложен первый камень будущей парламентской резиденции, а 30 августа 1966-го состоялась государственная церемония ее открытия.Зал заседаний в здании Кнессета в Тель-Авиве
Кнессет 1-го созыва фукционировал всего два с половиной года из четырех, предусмотренных для каждой каденции; за этот срок Давид Бен-Гурион успел сформировать два кабинета министров.
***
14 февраля 1949 года, здание Еврейского агентства в Иерусалиме. С заключительной речью выступает только что избранный председателем Кнессета первого созыва Йосеф Шпринцак: «В завершение первого заседания Учредительного собрания обратим эти слова ко всем рассеянным по миру представителям еврейского народа: “Слушай, Израиль! Народ Израиля жив, и он не утратит своей надежды на освобождение. Надежды, которой две тысячи лет!” Звучит гимн “Атиква”. Заседание объявляется закрытым в 18:00». Конец протокола.
Редакция Jewish.ru благодарит за предоставленные материалы сотрудников архива Кнессета.
Диана Россоховатская