Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.02.2015
К началу 1970-х годов изгнанные из Иорданского королевства многочисленные группировки арабских террористов осели в Ливане. Там при поддержке Сирии они развернули диверсионную активность против Израиля.
Как известно, лучшая защита — нападение. Командование Армии обороны Израиля приняло решение перехватить инициативу и, не дожидаясь очередного теракта, атаковать врага на его же базах. Целью было, во-первых, устрашить террористов, а во-вторых — вынудить ливанские власти вмешаться и пресечь преступную деятельность, осуществляемую с территории их государства.
В качестве мишеней для атаки были выбраны два лагеря беженцев: «Нахр Эль-Бадр» и «Эль-Бадуи», служившие одновременно и тренировочными базами, и штабами для организации и подготовки диверсий. Они располагались возле ливанского Триполи, в 180 километрах к северу от границы с Израилем, и там, в отличие от других лагерей, не было ни гражданских лиц, ни ливанских военных. Террористы называли эти базы «Бардас 54» и «Бардас 55». Операция ЦАХАЛа получила кодовое название «Бардас 54-55» (на иврите «бардас» означает «капюшон»).
16 февраля 1973 года начальник Генерального штаба израильской армии Давид Эльазар поручил командующему парашютными и пехотными войсками, бригадному генералу Эмануэлю Шакеду подготовить операцию вторжения. По плану она должна была включать уничтожение террористов и объектов, расположенных на базах, а также захват разведывательной информации и взятие в плен важных источников.
Эльазар определил предстоящую миссию следующим образом: «Это очень важная операция <…>, которая впервые целиком инициирована нами, и не как ответ на очередное убийство евреев, а просто потому, что так ведется война. И если враг решил, что хочет воевать с нами, пусть теперь расхлебывает последствия!»
Выполнение задачи было возложено на бойцов парашютно-десантной бригады и подразделения морских коммандос «Шайетет-13». В подготовленном Шакедом плане операции для кодового обозначения баз были взяты женские имена: так «Бардас 54» стала «Геулой», а «Бардас 55» — «Ахувой». Обе располагались недалеко от берега, поэтому нападение решено было осуществить с моря.
Четыре дня спустя, 20 февраля, корабли с бойцами вышли из хайфского порта. Возле Бейрута они чуть было не наткнулись на советское исследовательское судно, но, удачно избежав разоблачения, с наступлением темноты приблизились к Триполи. От возможного нападения со стороны сирийских военных кораблей, находившихся рядом в Тартусе, их прикрывала пара ракетных катеров.
Учитывая особенную сложность операции, впервые потребовавшей в глубоком тылу противника одновременную координацию такого количества войск на суше, на море и в воздухе (эвакуировать бойцов предполагалось на вертолетах), генерал Шакед осуществлял командование непосредственно с одного из кораблей.
Пересев на резиновые лодки, спецназовцы направились к берегу. Первыми его достигли морские коммандос, которые обеспечили прикрытие основным силам. Следовавшим за ними десантникам пришлось огибать оказавшихся поблизости рыбаков. Всего на берег высадилось более ста человек.
Преодолев еще около шести километров и замирая каждый раз, когда по пересекающей их путь трассе проносились машины, спецназовцы, наконец, достигли баз.
Располагая точными данными о местоположении всех объектов, они разделились на группы, каждая из которых атаковала свою цель. Четыре команды, входившие в отряд «Ахува», уничтожили базу Народного фронта освобождения Палестины, офисы и штаб ФАТХа, склады с оружием и мастерские. Одновременно три группы из отряда «Геула» занимались нейтрализацией морской базы ФАТХа и штабов еще нескольких террористических группировок. Террористы, не ожидавшие визита израильтян, практически не сумели оказать сопротивление.
В течение получаса все намеченные объекты были поражены. Вызванные на место вертолеты приступили к эвакуации отрядов. Примерно через пять часов после высадки на берег бойцы уже были в воздухе. Сирийские военные суда так и не решились выйти в море. К девяти часам утра корабли с израильскими спецназовцами благополучно вернулись в хайфский порт.
Итогом атаки стало уничтожение обеих баз и захват большого количества документов заодно с инструктором из турецкого спецназа. 45 террористов были убиты, 60 ранены. Потери с израильской стороны ограничились девятью ранеными.
На счету Армии обороны Израиля было немало успешных операций, но «Бардас 54-55» отличалась особенной дерзостью и слаженностью. Террористам дали понять, что, даже находясь по ту сторону границы с Израилем, в Ливане, они не могут чувствовать себя в безопасности.
Видимо, неслучайно имена молодых офицеров, участвовавших в операции, образуют своеобразный список «кто есть кто в истории ЦАХАЛа»: пара командующих парашютно-десантной бригадой, командир «Шайетет-13», бригадный генерал, два генерал-майора, глава ВМФ, начальник Генштаба, министр обороны…
Именно так, раз за разом демонстрируя соседям безусловное военное превосходство, еврейское государство защищало свое место под жарким ближневосточным солнцем. И история эта, увы, далека от завершения.