Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.05.2016
Сначала в тюрьму в крепости крестоносцев в Акко принесли варенье и оливковое масло. В них, правда, по большей части были детонаторы и взрывчатка, так что вскоре, 4 мая 1947 года, прогремел взрыв. И хотя из 210 сбежавших через проломленную стену лишь 28 были евреями, ради которых все и затевалось, именно эта военная операция «Эцел» стала последней каплей, побудившей Британию покинуть Палестину.
Британский сержант долго с недоверием смотрел на банки с вареньем. Их еврейским заключенным крепости в Старом городе Акко принесли родители. В итоге сомнения взяли верх. Он лениво дотянулся до щупа и, открыв крышку, ткнул им в самую гущу. Щуп тут же уткнулся в какой-то комок. Сержант победоносно обвел взглядом пришедших.
– Совсем неудачно сварилось на этот раз, вы абсолютно правы, но делать нечего, времени уже совсем не было, всю ночь варили, мы же из Хайфы добирались, поутру, дорога тяжелая… – на сержанта вдруг посыпался такой вал ненужных ему подробностей, что он вяло закрыл банку и велел пропустить.
На лежащие в сумках банки с оливковым маслом он уже и вовсе не обратил внимания, а в них, в двойном дне, были спрятаны детонаторы и предохранители. Комок, в который уткнулся щуп сержанта, был ничем иным, как куском взрывчатки.
***
Крепость госпитальеров в Старом городе Акко, которая сейчас всегда кипит туристами, во времена британского мандата использовалась как тюрьма. Сажали туда, в основном, мятежников – как еврейских, так и арабских, потому что это была самая охраняемая тюрьма в стране. Месторасположение тоже способствовало надежности: с трех сторон толстые стены окружали рвы, с четвертой – море. Тюрьма была более чем печально известна среди участников еврейских военных организаций, действующих на территории подмандатной Палестины. К началу 1947 года здесь в заключении находились 163 еврея. Правда, почти половина действительно были преступниками, задержанными по праву, однако большая часть – членами освободительного движения: 60 членов «Эцел» («Национальная военная организация», действовавшая в Палестине с 1931 по 1948 годы под руководством Менахема Бегина), 22 члена «Лехи» (главой оперативного отдела был Ицхак Шамир) и пять членов «Хаганы» (подчинялась Давиду Бен-Гуриону). Бороться было за что: британцы преграждали путь в Эрец-Исраэль немногим уцелевшим в Холокосте под предлогом борьбы с «нелегальной иммиграцией» и открыто ограничивали уже проживавших в Палестине евреев в правах. Вот почему члены еврейских подпольных организаций совершали сложные военные атаки на объекты, с помощью которых британцы осуществляли контроль над страной, – мосты, железнодорожные линии, полицейские участки, военные базы, офицерские клубы.
К 1947 году уже прогремел взрыв в иерусалимской гостинице «Царь Давид» (крупнейшая атака на британскую администрацию в Палестине), уже были выпороты четыре британских офицера в ответ на публичную порку розгами двух евреев. «400 лет вы безнаказанно секли туземцев в ваших колониях. Из-за своей глупой спеси вы считаете евреев в Эрец-Исраэль такими же туземцами. Вы ошибаетесь. Сион не место ссылки, и евреи не зулусы. Вы не будете пороть евреев на их родине», – заявил Бегин, после чего британские власти действительно отказались от этой частой формы наказания.
Весной 1947 года появился новый план – побег из тюрьмы Акко. Возможность такой операции произошла после того, как старший по должности из сидевших в тюрьме членов «Эцел» Эйтан Ливни передал в штаб слова повара-араба, рассказавшего, что слышал у южной стены крепости женские голоса. Так стало понятно, что за южной стеной – улица в Старом городе.
Катализатором планируемой операции послужила казнь четырех офицеров «Эцел» 19 апреля 1947 года. Было решено, что заключенные смогут пробраться к южной стене с помощью самодельных взрывчаток и гранат, взорвут же стену и обеспечат отступление беглецов 23 бойца, 20 из которых будут под видом британских солдат, трое – под видом арабов. Правда, сразу же было решено, что освободить всех не получится, так как невозможно будет быстро укрыть такую группу беглецов. Заключенные евреи сами договорились между собой, кто выйдет на свободу – в списке оказался в итоге 41 человек.
***
3 мая бойцы собрались на инструктаж на алмазной фабрике в Нетании. Им выдали оружие и разделили на группы, часть из них подстригли по английскому военному образцу. Возглавлял конвой из двух военных фургонов британской камуфляжной раскраски и двух гражданских фургонов человек в форме британского капитана с двумя медалями. Когдаколонна добралась до Акко, два военных фургона въехали на рынок и остановились у турецкой бани для «ремонта» телефонных линий, который заключался в том, чтобы заряды взрывчатки прикрепить к окнам тюрьмы. Параллельно были расставлены мины вдоль путей, ведущих к месту прорыва.
В это время в тюрьме камеры были открыты для послеполуденной прогулки. Заключённые евреи, которые не должны были бежать, вышли во внутренний двор, а беглецы остались в своих камерах. Но когда прогремел взрыв, к пролому в стене устремились не только планировавшие это евреи, но и все оставшиеся в камерах на время прогулки арабы. Незапланированных беглецов-арабов в итоге оказалось 182 человека, и все они успешно сбежали, но сильно затруднили побег. Тем не менее в суматохе после взрыва, стрельбы и пожара 41 заключенному удалось выбраться из тюрьмы. Но не всем удалось выжить. В завязавшейся уже вне тюрьмы стрельбе шесть беглецов были убиты, восемь – пойманы и возвращены в тюрьму. Из обеспечивающей их побег боевой группы трое были убиты, пятеро арестованы. Двоих арестованных суд впоследствии приговорил к пожизненному заключению, троих – к смертной казни. В ответ «Эцел» похитил двух британских офицеров, угрожая также повесить их, если не будут освобождены еврейские бойцы. Когда члены «Эцел», несмотря на эти угрозы, были казнены, два британских сержанта были повешены.
***
Сразу после побега мнения о проведенной операции разделились, прежде всего, в еврейском сообществе. Еврейское агентство назвало ее «безответственным самоубийственным актом». Тем не менее, на удивление, в мировом сообществе акцию восприняли позитивно. Издание New York Gerald Tribune сообщило, что еврейские подпольщики провели «амбициознуюмиссию – их самую сложную до сих пор – в идеальном виде». В Палате общин Соединенного Королевства депутат Оливер Стэнли спрашивал, какие меры правительство Его Величества планирует принять «в свете событий в тюрьме Акко, которые опустили британский престиж в самую нижнюю точку».
И до сих пор считается, что именно операция в Акко сильно подорвала международный имидж Британии и ускорила создание Специального комитета ООН по палестинскому вопросу. Вскоре после побега из тюрьмы в Акко представитель СССР в ООН Андрей Громыко сделал сенсационное заявление о поддержке создания еврейского государства в Палестине.