Задумав проект Leftover Borscht («Остатки борща»), фотограф из Сан-Диего Мариса Шейнфельд отправилась на горный курорт в округе Салливан, штат Нью-Йорк, где прошло ее детство. В 20-60-е годы прошлого века несколько округов на севере штата Нью-Йорк, где расположены Кэтскиллские горы, были излюбленным местом отдыха американских евреев, которых из-за распространенного тогда антисемитизма зачастую не допускали на другие курорты.
Следует отметить, что в первой половине XX века антисемитизм был в США весьма распространенным явлением. Конечно, по сравнению с Европой в США юдофобия выражалась в более умеренных формах; кроме того, действовали факторы, смягчавшие воздействие антисемитизма на повседневную жизнь американских евреев. Тем не менее это позорное явление имело место в повседневной жизни американского общества, и распространенный миф о том, что США, страна религиозной свободы, не знала и не знает антисемитизма, ошибочен. Такие проявления антисемитизма, как недопущение евреев в гостиницы и клубы, было знакомо в США с конца XIX века. В первой половине XX века около половины гостиниц Восточного побережья предупреждали, что они предназначены для «христианской клиентуры». В качестве ответа на подобную дискриминацию евреи начали создавать собственные отели и пансионы с соответствующей клиентурой и кошерной кухней.
Регион на севере штата Нью-Йорк, включавший округа Салливан, Оранж и Ольстер, получил даже шутливое наименование Borscht Belt (Пояс борща). Борщ, как и многие другие блюда русской и восточноевропейской кухни (черный хлеб, гречневая каша, блины, квашеная капуста и соленые огурцы), считался в США типичным еврейским кушаньем, поскольку был завезен в Новый свет именно еврейскими эмигрантами. Иногда Пояс борща называли также «Еврейскими Альпами».
Уже вскоре после Второй мировой войны популярность Еврейских Альп пошла на спад. Причиной тому послужили как снижение уровня антисемитизма, так и повышение доступности авиаперелетов, благодаря которому стал возможен массовый туризм на отдаленные тропические курорты.
Ушедший мир Пояса борща, оставшийся лишь в кинематографе и литературе, является для многих американцев приятным ностальгическим воспоминанием о местах, где прошло их детство. Именно с целью восстановить воспоминания детства, посмотреть, что представляют собой Еврейские Альпы сегодня отправилась в Пояс Борща Мариса Шейнфельд.
Сегодня курорты Борщового пояса пришли в упадок. Завсегдатаям этих мест приходится лишь вспоминать те времена, когда отели были переполнены, а на подмостках летних театров блистали в качестве стендап-комиков Мел Брукс, Родни Дэнджерфилд и Вуди Аллен.
«Сколько я себя помню, я всегда увлекалась фотографией, — рассказывает в интервью
U-
T San Diego Мариса Шейнфельд, чья выставка Leftover Borscht открылась в Сан-Диего 18 июня, —
я много путешествовала по Восточной Европе, где снимала места, связанные с Холокостом, а также то, что осталось от еврейских местечек. Этот опыт я решила перенести на американскую почву и запечатлеть ушедший от нас мир кошерных пансионов в Кэтскиллских горах».
Местные жители принимали меня весьма радушно, — продолжает Мариса, —
почти каждый спешил поделиться какой-то историей из собственной жизни, связанной с интересовавшей меня темой. Кое-кто из моего окружения говорил: “Да ты свихнулась! Зачем ты вообще едешь в этот Кэтскилл? Там все быльем поросло”. Именно такое отношение послужило для меня важной причиной заняться этим проектом.. Побывав в местах, знакомых мне еще с детских лет, я обнаружила, что многое почти не изменилось с тех пор, но кое-что показалось мне чужим и даже враждебным. Например, отель «Конкорд», где мы всей семьей отдыхали когда-то, сегодня стоит полуразрушенный. Печально сознавать, что регион с такими богатыми природными условиями, где жители Нью-Йорка когда-то проводили отпуска, катаясь на коньках и лыжах, плавая в бассейнах, гуляя по лесу или слушая выступления стендап-комиков (многие из которых впоследствии стали звездами Голливуда), сегодня находится в таком упадке.
«В детстве я посещала многие из тех объектов, которые сейчас запечатлела на пленке (я работаю в технике аналоговой фотографии), — пишет Шейнфельд на страницах издания
Tabletmag. —
Я работала спасателем в бассейне отеля “Конкорд” и играла в бинго в пансионе “Сосны”. Кажется, будто воспоминания до сих пор живут во всех этих обветшавших строениях, истертых молью коврах и покореженной садовой мебели».
Своеобразная субкультура Еврейских Альп навсегда осталась в прошлом, но даже те из нас, кто никогда не был в США, могут прикоснуться к ней, прочитав автобиографические романы Германа Вука «Марджори Монингстар» и «Внутри, вовне», посмотрев фильмы «Грязные танцы», «Прогулка при луне», «Мистер Субботний вечер», «Враги. История любви» и многие другие. В популярной культуре заурядное, казалось бы, место отдыха небогатых нью-йоркцев превратилось в настоящую легенду.