Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.01.2016
К разочарованию любителей мистики, эти дневники не могут служить учебником по белой или черной магии: Ицхак Кадури не спешил доверять им свои самые тайные знания. Вместе с тем записи позволяют проникнуть в творческую лабораторию великого каббалиста: они содержат довольно подробное описание более четырех сотен дел, которыми ему пришлось заниматься. На основе этих дневников можно также понять, как Кадури создавал свои знаменитые камеи – талисманы, призванные помочь человеку решить ту или иную жизненную проблему.
По всей видимости, рав Кадури делал записи сразу после беседы с обратившимися к нему за помощью людьми, а затем уже наедине обдумывал свои дальнейшие действия по каждому конкретному случаю. Каждая заметка содержит не только описание жизненной ситуации, но время и место обращения, а также дату рождения и место проживания просителя. Видимо, эти данные представлялись Кадури крайне важными.
В одном из случаев речь идет о супружеской паре, у которой никак не ладились отношения. «Муж ведет себя ненормально по отношению к жене: домой приходит поздно и демонстративно отказывается есть все, что она приготовила. Что бы жена ни делала – ему не нравится. А в субботу он ей заявляет, что чувствует себя уставшим…» – видимо, таким образом в своих дневниках Кадури намекает на нежелание супруга вступать в интимную близость. А дальше каббалист начинает астрологические вычисления, связанные с этой парой, и приходит к выводу, что они не очень-то и совпадают по знаку Зодиака. В конце записи он пишет слова «эш» (огонь на иврите), «руах» (дух, ветер) и «арье» (лев) – видимо, слова, на основе которых он потом выстроит камею для пары.
Потом идет запись о 13-летней девочке из Яффо, которая увидела во сне, что «в 16 лет ее заберет Элиягу бен Йосеф», и с тех пор боится выходить из дома. Сразу за этой записью мы читаем о 14-летнем подростке из Хайфы, который «всё время шалит и не может усидеть на уроках в школе». В этом случае врачи, вероятно, прописали бы подростку что-то вроде риталина, а психологи – курсы успокаивающей терапии, но Кадури придумывает для него каббалистическую камею – как, впрочем, и для страдающей фобией девочки.
Однако камеи, как следует из дневников, были далеко не единственным средством, к которому прибегал великий каббалист для помощи страждущим. Правда, как раз обо всем «остальном» в дневниках говорится лишь намеками, которые могут быть поняты даже далеко не всеми знакомыми с еврейской мистикой.
Из рабочих записей также следует, что некоторыми случаями великий каббалист занимался подолгу. Он сам назначал встречу с такими пациентами, но что проделывал с ними во время таких сеансов – опять-таки остается тайной. В дневниках лишь отмечаются даты этих встреч, против которых стоит пометка: нужна ли еще одна беседа или нет.
Несколько записей в дневниках свидетельствуют о том, что Ицхак Кадури изготавливал также камеи для лечения наркозависимых. Об одном из таких случаев есть более-менее подробная запись. Речь в ней идет о молодом наркомане, родители которого обратились к каббалисту с мольбой спасти их сына. Кадури изготовил камею, которая и в самом деле, казалось, помогла: юноша излечился от наркозависимости, устроился на работу, через какое-то время женился, у него даже родился ребенок. Но прошло несколько лет – и он вновь связался с дурной компанией и снова пристрастился к тяжелым наркотикам. Родители повторно обратились за помощью к Кадури, о чем и свидетельствует эта запись. Но вот о том, смог ли каббалист помочь наркоману во второй раз, ничего не говорится – возможно, продолжение этой истории надо искать в других дневниках и тетрадях каббалиста.
Автору этих строк довелось слышать несколько историй о Кадури, очень напоминающих классические истории про хасидских ребе – мол, ему было достаточно взглянуть на человека, и он уже знал о нем всё, включая и то, с какой просьбой посетитель собирается обратиться. Дочь моего близкого друга накануне экзамена по прохождению гиюра решила поехать и попросить благословение Ицхака Кадури. Она потом с восторгом рассказывала, как еще не успела войти в комнату, а каббалист уже желал ей успешной сдачи экзамена, назвал то еврейское имя, которое она примет после прохождения гиюра, и предсказал, что у нее будет четверо детей. У них с супругом их пока, правда, только двое, но ведь и после свадьбы прошло всего только пять лет.
Еще одну удивительную историю об Ицхаке Кадури мне довелось услышать в одном израильском киббуце. Произошла она в 2000 году после страшной трагедии: у одной из жительниц этого киббуца в автокатастрофе погибло трое детей. Авария произошла ночью, когда дети возвращались домой, побывав в гостях у своего отца, с которым она находилась в разводе. Вскоре после похорон ей стали сниться трое погибших детей с изуродованными лицами, одетые в какое-то рванье, которые вдобавок рыдали, рвали на себе волосы и показывали ей фотографию какого-то старца, но при этом не произносили ни слова.
Сны повторялись каждую ночь, женщина просыпалась от этих кошмаров и уже не могла заснуть до утра. Потому что стоило ей заснуть – и всё начиналось заново. Как-то она рассказала о своих страданиях продавцу в киббуцном магазине, и тот попросил ее описать старца, изображенного на фотографии, которую ей протягивали дети во сне. Женщина описала, как смогла, особенно отметив, что на голове старика была какая-то странная шапочка – то ли феска, то ли что-то подобное. «Я боюсь ошибиться, – сказал продавец, – но, по-моему, это рав Ицхак Кадури. Может быть, тебе и в самом деле стоит поехать к нему в Иерусалим?»
Появившись в доме великого каббалиста, женщина записалась на прием и попросила секретаря показать ей его фотографию. Секретарь удивился: кто же не знает, как выглядит Кадури? А если она не знает, так какая, в конце концов, разница? Однако в итоге уступил настойчивым просьбам посетительницы и показал фото. Едва бросив взгляд на снимок, женщина упала в обморок. Пришлось вызывать скорую помощь и везти ее в больницу, где она, впрочем, достаточно быстро пришла в себя. Врачи настаивали, чтобы женщина провела под наблюдением в больнице еще несколько часов, но она заявила, что хорошо себя чувствует, и поспешила назад – домой к Кадури.
Когда она приехала, часы показывали десять вечера – прием у каббалиста уже кончился. В это время Кадури садился учить Тору, в такие часы к нему никого не допускали – за исключением нескольких лучших учеников, учившихся в соседней комнате. Да и они могли войти в кабинет Кадури только в случае, если он сам их вызовет. Ученики пытались объяснить это ночной гостье, но та настаивала на немедленной встрече с великим каббалистом. Наконец один из учеников, обескураженный напором незнакомки, решился нарушить устоявшиеся многолетние традиции, постучал в дверь и зашел к Кадури. Ученику не пришлось ничего объяснять, великий каббалист всё знал и так:
– Пусть она войдет. Я ждал ее еще месяц назад, но она что-то припозднилась, – сказал Ицхак Кадури. А как только вслед за учеником вошла и она, каббалист продолжил:
– Твои дети рыдают потому, что никто не прочел по ним кадиш! Раз их отец и деды отошли от исполнения заповедей и не читают поминальную молитву по ним, то тебе следует нанять трех человек, каждый из которых будет читать отдельный кадиш.
Героиня этой истории так и поступила, и кошмарные сны ее отпустили. Еще через месяц она увидела сон, в котором все трое детей смеялись, играли, водили хоровод и выглядели совершенно счастливыми.
В эту историю об Ицхаке Кадури можно верить или не верить, но мне ее рассказали в том самом киббуце, где жила эта женщина со своими детьми, а уж кого-кого, а киббуцников трудно заподозрить в религиозном фанатизме и слепой вере в раввинов-чудотворцев.
28 января 2016 года исполняется десять лет со дня смерти великого Ицхака Кадури, и одна тетрадь его дневниковых записей выставлена на аукцион. Начальная цена лота, кстати, невелика – всего 6 тысяч шекелей (около полутора тысяч долларов). Кто даст больше?