Музыкальным символом евреев-ашкенази, как известно, считается скрипка. Вспомните, хотя бы, как называется самый известный мюзикл на еврейскую тему? Правильно — "Скрипач на крыше". А вот в далекой древности, во времена Иерусалимского Храма, наши предки не знали скрипки. Но у них, разумеется, была своя богатая музыкальная культура. На каких же инструментах играли в те далекие времена?
В Танахе приводится немало случаев, когда евреи отмечали то или иное событие музыкой и танцами. В Псалме 81 говорится:
"Пойте Всесильному оплоту нашему; трубите Всесильному [Б-гу] Яакова. Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. Трубите в новолуние в рог, в назначенное время праздника нашего". Музыкой выражали и скорбь. Например, в Псалме 137 времени Вавилонского пленения сказано следующее:
"У рек Вавилона, так сидели мы и плакали, вспоминая Сион. На ивах, посреди него, повесили мы наши арфы. Ибо там пленившие нас требовали от нас песнопений, а издевавшиеся над нами — веселья: "Спойте нам из песен Сиона!" Как нам петь песнь Б-га на земле чужой?" Во времена героев Танаха трубные звуки традиционного шофара — рога барана или антилопы — собирали воинов на битву. Считается, что крепостные стены Иерихона рухнули от мощного звучания шофара. В описании Второго Храма, построенного вслед за возвращением евреев из вавилонского плена, содержатся ссылки на оркестр, состоявший из труб, лир и бубнов; сказано также, что парадную одежду первосвященника украшали золотые колокольчики:
"Золотой колокольчик и гарант пусть будут по всему подолу мантии, и будет она на Аhaроне во время служения, и слышен будет звук, издаваемый ею, когда будет он входить в Святилище, чтобы предстать перед Б-гом". (Исход, 28:34-35). Как же выглядели эти музыкальные инструменты, как их держали и как на них играли? К сожалению, наши знания на этот счет очень неполны. Кое-какие отрывочные сведения можно почерпнуть из библейских источников и прочей литературы того времени, но самую ценную информацию, безусловно, содержат сами предметы, найденные при археологических раскопках в Израиле и на территории соседних стран, с которыми в древние времена поддерживались тесные торговые и политические связи.
Почва Эрец-Исраэль совершенно непригодна для сохранения органических материалов, таких как внутренности животных, кожа, дерево, поэтому до наших дней дошли лишь простые по конструкции и наиболее прочные инструменты: цимбалы, колокольчики и трещотки, изготовленные из металла, керамики или кости. Одна из самых интересных находок, продольная флейта I века н. э. (
здесь и далее приводятся даты, принятые в академической науке — ред.), была обнаружена в 1975 году при раскопках города Давида в Иерусалиме. Исследователей и музыковедов особенно заинтересовал тот факт, что материалом для этого инструмента послужила передняя нога коровы. Некоторым вспомнилась талмудическая фраза о рогатом звере, который имел "только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов... два рога становились трубами, кости двух ног — флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)".
Несмотря на такой ограниченный выбор, открытие свитков Мертвого моря и других "портящихся" предметов позволяет надеяться, что в обозримом будущем израильским археологам повезет так же, как их англо-американским коллегам во главе с сэром Леонардом Вулли, которые в 1927 году проводили раскопки в северной Месопотамии. Исследуя царские захоронения в районе древнейшего города Ур, они обнаружили несколько почти безупречно сохранившихся музыкальных лир, относящихся к раннему династическому периоду (XXIX-XXIV вв. до н.э.). На них остались даже декоративные элементы: бычьи головы из ляпис-лазурита и золота. Сейчас эти инструменты находятся в Британском музее.
За неимением лучшего ученым пришлось опираться на художественные изображения музыкантов и их инструментов в виде статуэток или декоративного оформления сотен археологических находок: масляных ламп, ваз, мозаики, фресок, монет и печатей. Однако точное происхождение таких предметов чаще всего остается неизвестным. Кто их изготавливал и кому они принадлежали? Еврейским жителям Эрец-Исраэль, солдатам или странствующим мастеровым? Возможно, их изготовляли в соседних языческих странах.
Музыкальные инструменты изображены также на многочисленных серебряных и бронзовых монетах, спешно отчеканенных при Шимоне Бар-Кохбе в короткий период его побед над римлянами при императоре Адриане (132-135 гг. н.э.). Поскольку гравированные изображения людей еврейской традицией запрещены, эти монеты снабжены другими декоративными элементами, включая музыкальные мотивы, которые имеют, возможно, прямое отношение к тем инструментам, на которых играли в Храме.
Другим важным источником информации являются древние печати. Один уникальный образец, относящийся к VII веку до н.э., принадлежал ныне покойному промышленнику, филантропу и археологу-любителю доктору Реувену Гехту из Хайфы. Эта печать выполнена из коричневой яшмы и своей формой напоминает жука-скарабея. Под изображением асимметричной лиры видна ивритская надпись: "Принадлежит Маадане, дочери Царя".
Печать интересна по двум причинам: на ней, в отличие от всех других известных царских печатей, отсутствует имя монарха и упоминается неизвестная историкам принцесса Маадана. Некоторые исследователи сомневаются в подлинности самой печати: она неожиданно для всех появилась на открытом рынке древностей, причем нашли ее "где-то" в Иерусалиме в ходе нигде не зарегистрированных раскопок. Если же речь идет о подлинной археологической находке, то изображенная на ней лира могла принадлежать кому-нибудь из членов еврейского царского рода, а значит, на аналогичном инструменте, возможно, играл сам царь Давид.
Идея восстановления музыкальных инструментов древности на основе археологических данных была впервые выдвинута в начале 70-х годов основателем и первым директором хайфского Музыкального музея Моше Горали. В последние годы исследования были расширены; их возглавила Нина Бензоор — нынешний хранитель Музея музыки и этнологии в Хайфе. К середине 70-х годов было накоплено достаточно экспонатов для проведения первой выставки, целиком посвященной восстановленным музыкальным инструментам древнего Израиля. Эта передвижная экспозиция побывала затем в Европе, Канаде, США, Таиланде, Новой Зеландии и Австралии.