Постойте, нет ли в этом заголовке противоречия в определении? Или — как сейчас модно говорить — "не оксюморон ли это?" — летняя ешива? Не то же самое, что горячий снег, жареный лёд или сухая вода? Нет — и об этом наш специальный репортаж.
Согласитесь, друзья, что дачники — особый народ. Когда кругом — вместо каменного мешка большого города — какая никакая, но все же природа, свежий воздух, в трехстах шагах пруд и все остальное в том же роде, в голову не очень охотно идут мысли о работе, о высоких материях, о дальних перспективах, о вечном....
Скорее хочется думать об отдыхе, о том, как расслабиться и "зарядить аккумуляторы" на год вперед.... Это описано в сотнях рассказов, романов и пьес, не правда ли?
Но бывают и дачники совсем другого рода — вот о них-то мы и расскажем, вернее, они смогут неплохо и сами о себе рассказать.
*** Стильный четырехэтажный дом в обычном дачном поселке. Еще за сто шагов вы слышите, что оттуда доносятся странные и притягивающие внимание звуки: рог Шофар, в который учатся трубить БОХРИМ, звучит здесь весь месяц Элул: последний месяц еврейского года, начавшийся как раз 20 августа. Этот напряженный, высокий, тянущийся звук, извлекаемый по особой традиции (с секретом, который надо постичь) из рога кошерного барана, призывает к ТШУВЕ — раскаянию, к исправлению допущенных ошибок и возвращению на свой путь — такова традиция.
Кстати, что значит частая в репортажах фраза о том, что "лишь войдя в дом, вы попадаете в атмосферу знаний и настоящего еврейства"? Так часто говорят, а значит это вот что — первая же деталь, которая бросается еще не в глаза, а в уши — рог Шофар — тянет за собой цепь других важных вещей, помогающих войти в курс дела.
Первый же встреченный вашим корреспондентом человек, реб Довид Почтарев, машгиах ешивы "Томхей Тмимим" (мы, кстати, с ним еще встретимся — и разберемся, что значит машгиах) сразу же обратил наше с вами внимание на то, что название месяца является аббревиатурой, сложносокращенным еврейским словом, где в четырех буквах умещается одна очень важная фраза из "Песни песней" Соломона: АНИ ЛЭДОДИ ВЭ-ДОДИ ЛИ: "Я — дорогому моему и дорогой, милый мой — мне". Это иносказательное у Соломона выражение взаимности в любви лучше всего говорит о тех отношениях, которые должны складываться в месяц Элул между Вс-вышним и еврейским народом.
Еще говорят, что в эти дни ЦАРЬ В ПОЛЕ: обычно — если под царем иметь в виду Вс-вышнего — он в своих чертогах, и пользуясь метафорой о царской власти как о власти Б-га над миром, к нему доступ есть, но он сложен: охрана, этикет, КПП, ворота, слуги, министры.... А вот в последний месяц уходящего года, последние 30 дней перед Новым Годом, когда будет решаться судьба мира, ЦАРЬ В ПОЛЕ — всякий может к нему подойти так же просто, как к равному себе. О том же трубит и Шофар...
А ешива такое место, где слова по определению не расходятся с делом. Что традиция говорит — то в точности и происходит на самом деле, в реальности. Когда в ешиве праздновали Новомесячье — РОШ ХОДЕШ — начало месяца Элул, то приехал Михоэль Мишуловин, директор Общинного центра в Марьиной Роще — и фарбренген, который устроили студенты с его участием, очень всем запомнился, запал в душу: не просто веселье и первые звуки Шофара, а несравненно больше. По словам Довида Почтарева, "у всех было совершенно удивительное настроение, духовная планка поднялась очень высоко, казалось, что в ешиве запахло Севен Севенти" — а Севен Севенти, 770 Eastern Parkway — это всемирно знаменитый Любавичский Центр в Нью-Йорке, резиденция рабби Менахем Мендл Шнеерсон...
На первом этаже — большой зал, где стоят столы, шкафы со святыми книгами, немного дальше — кошерная (и очень вкусная, могу заверить вас, друзья!) кухня, а в зале идет нормальная еврейская жизнь в натуральную величину. Кружком сидят несколько человек студентов и учат — в неурочное время, сами между собой, причем, иногда споря и не сходясь во мнениях — одно из очень трудных мест Геморы, причем талмудические хитрости и сложности в их устах становятся живыми и интересными настолько, что хочется непременно дослушать, чем кончится их спор....
Под окном играют дети, с ними занимаются мамы — преподаватели ешивы здесь с семьями, разумеется, ведь жизнь есть жизнь — и когда у студентов тоже нет ощущения, что они в строгих рамках учебного процесса зажаты, как в тисках, то это очень идет на пользу делу. Дело-то общее: в естественных условиях еврейской жизни и учеба движется лучше...
Расписание уроков в летней ешиве почти не отличается от расписания в другие семестры, но у учеников несравнимо больше времени для самостоятельных занятий и отдыха. И как все это умещается в один длинный летний день, почти что загадка, но мы попробуем сейчас ее разрешить.
Еврейский распорядок дня в любом случае опирается на две крайние точки: восход и закат солнца. Поэтому подъем здесь практически с рассветом: около половины восьмого утра. А вечерняя молитва — МААРИВ — обычно около половины одиннадцатого вечера. Первый урок — недлинный, еще до утренней молитвы — это ХСИДУС, Хасидское учение. Затем ШАХАРИС — утренняя молитва — завтрак, урок Талмуда (или с р. Зуше Гореликом, или с р. Исроэлом Баренбоймом, блестящими знатоками еврейской мудрости), после — урок
Пятикнижия (ХУМАША), его обычно проводит ректор ешивы,
р. Мойше Нудельман. После — обед и урок
ШУЛХАН ОРУХА — еврейские законы и их объяснения, тоже очень важная дисциплина, прямо вытекающая из Главной Книги Еврейства. С четырех часов дня до восьми вечера — свободное время, причем это очень интересно наблюдать, как ребята, БОХРИМ, повторив сразу же после урока по Еврейскому закону пройденные материалы, идут играть в футбол на площадке прямо тут же, рядом с ешивой. И там, и там они выкладываются по-настоящему — а есть еще среди развлечений и игр, популярных в ешиве, волейбол, игра в "картошку" (тоже с мячом, но по особым, детским правилам) — и это далеко не все!