Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.09.2001
Увидев такой заголовок, многие могут живо себе представить старорежимное здание с колоннами, привратником в ливрее, кареты, “кисейных барышень”, гуляющих по аллеям старого парка, строгих классных дам, говорящих в нос, и уроки хорошего тона, где воспитанниц учат, например, правильно наливать чай, поддерживать светскую беседу или реагировать на комплименты. Эта сусальная картинка из далеких времен Пушкина, декабристов и вольностей русского дворянства сама по себе хороша. Но к данному институту, где действительно готовят настоящих БЛАГОРОДНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ДЕВИЦ, она имеет только одно отношение: как негатив фотографического снимка соотносится с его позитивом, так и взятый из книжки образ очень и очень проигрывает реальности в современной еврейской жизни
. Реальность интереснее и богаче хотя бы потому, что в ней куда больше интересных подробностей, которые и взялся разыскать (а равно – описать для вас) ваш корреспондент.Итак, девицы действительно благородные, ведь еврейское представление о так называемой “женской доле” основано прежде всего на достоинстве и уважении, недаром еще недавно всех евреев, живших в империях Восточной Европы (России, Австро-Венгрии, Пруссии), было принято именовать “иерусалимскими дворянами”… Впрочем, ближе к делу: институт, о котором наш репортаж, находится в Москве на Арбате, в пяти минутах ходьбы от Смоленской площади и Министерства иностранных дел, и называется он “Махон Хая Мушка”.
Махон в переводе с иврита – просто учебное заведение, Хая Мушка Шнеерсон, чье имя носит институт, известна в еврейском мире еще как Реббецин с большой буквы – жена Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона, дама, отдававшая столько сил и душевного тепла воспитанию и обучению еврейских детей нужным и правильным вещам, что едва ли не все женские школы и институты, в работе которых принимает участие Любавичское движение, являются живой и постоянно расцветающей памятью об этой удивительной женщине. Махону уже десять лет, хотя, когда он начинался, никто не мог себе представить, что скромный факультатив при синагоге в Марьиной Роще, образовательный проект, рассчитанный на небольшую информационную “подпитку” еврейских женщин в насущных вопросах их жизни, станет высшим учебным заведением. И не просто одним из ВУЗов столицы России, а ВУЗом “высокого полета”,
где дают такое образование, о каком 10 лет назад в СССР мечтали как о недостижимом идеале. Сейчас это 150 студенток – не считая еще 20 старших школьниц, которые еще только готовятся стать студентками, а пока учатся в двух классах при Махоне, 11 высококлассных преподавателей (впрочем, о точном их числе и о вещах, которым они учат девушек, ваш корреспондент получил отдельные и весьма подробные сведения) и диплом, в котором два европейских языка, степень либо бакалавра, либо – после пяти лет обучения – специалиста по экономике международного класса, либо лингвиста, переводчика и журналиста.Но и это не все: дело в том, что Махон – институт “с двойным дном”. А что это значит, нам рассказал руководитель его учебных программ Нохум Лейдикер. Мы говорили с ним в маленькой комнате, на двери которой табличка “КАБИНЕТ ИУДАИКИ”, снаружи педагогический колледж обыкновенного московского образца, а внутри… — внутри кипит жизнь, входят и выходят улыбающиеся люди, говорящие между собой то на иврите, то по-русски, постоянно звонят телефоны и решаются проблемы текущего учебного процесса. Там же кабинет директора – и реб Авром Беккерман все время в движении, проверяет, как идут дела, спрашивает, отвечает, советует, диктует распоряжения, интересуется, чем помочь в том или ином вопросе, с кем посоветоваться и как скоординировать всю эту сложнейшую работу. В общем, мы в центре тех самых событий, которые вместе и называются “еврейское образование для благородных девиц”. Кстати, за время нашего с Нохумом разговора он три или четыре раза отвечал на телефонные вопросы мам, которые хотят, чтобы их дочери учились именно в московском Махоне, интересуются, что для этого надо, можно ли надеяться на поступление через год, как с перспективами на год текущий, который только что начался. Эта информация, которую г-н Лейдикер давал им, тоже легла в наше досье о Махоне, то есть в этот репортаж: она же не засекречена, но иногда бывает удивительно слышать, как мало люди знают о тех реальных перспективах, которые есть у их же собственных детей – и не за тридевять земель, а здесь, в Москве.
- “Наше образование разделено пополам, как пирог: одна его часть представляет собой полный курс высшего образования, который выверен с государственными и международными стандартами по гуманитарным и точным наукам (два факультета – это лингвисты – они же журналисты в близкой перспективе – и экономисты международного класса). И эту часть обеспечивает для нас один из очень неплохо растущих сейчас московских ВУЗов — Институт Бизнеса и Права. Это наш полноценный партнер. ВУЗ сам по себе коммерческий, но мы берем на себя все расходы по обучению наших студенток: для них абсолютно бесплатно то качество образования, за которое другие студенты немало платят, так заключен наш договор с ИБП: их преподаватели занимаются с нашими студентками, приходя к нам на Арбат, проводят исчерпывающе полный курс лекций, семинаров и экзаменов, так что знания девушек и квалификация не должны ни в чем уступать студентам из МГУ, РГГУ или других солидных учебных заведений. Мы уверены, что так и будет
, когда наши нынешние старшекурсницы по окончании получат государственные дипломы, соответствующие всем стандартам Министерства образования.Вторая половина нашего пирога, или, хотите, называйте это “институтом с двойным дном”, тогда второе дно – оно на самом деле первое — является нашим главным направлением, если угодно, ядром нашего проекта, ведь это же еврейский гуманитарный институт, а не просто еще один из многих.
Да, у нас есть еще одна специальность, по которой мы тоже даем нашим выпускницам диплом: еврейская традиция и традиционные знания, в которых так остро сейчас нуждается возрождающаяся еврейская община страны, и которых так настойчиво требует сама жизнь. Вот потому мы и есть “два в одном”, поскольку по расписанию всю первую половину дня девушки учатся у нас по еврейским предметам, а вот на вторую уже делятся на группы лингвистов или экономистов. При поступлении они сами выбирают точные науки или гуманитарные. Вот именно здесь мы уникальный ВУЗ, и наши стандарты это высочайший уровень еврейских знаний, который среди теперешних русскоязычных учебных заведений практически не дает никто. Соотношение между частями этого – безусловно, кошерного и вкусного — учебного пирога лучше всего выражают цифры учебных часов, сколько и чем мы занимаемся в течение недели. При 16 академических часах общеобразовательных предметов 12 часов отводится на еврейские, и это – заметьте – включая иврит, занятия которым вообще для нас предмет особой важности и особого внимания, даже группы по ивриту в три раза меньше, чем по остальным предметам, и это естественно. Ведь чтобы свободно владеть Святым Языком, надо иметь и крепкие основы, и практику, и время – при том, что в отличие от английского или французского, которые мы тоже преподаем, иврит у учителей считается в Москве языком “дорогим”, это предмет относительно редкий и специальный, но наши затраты себя оправдывают.
Есть особая группа – 10 человек – среди наших студенток, это девушки, которые не интересуются получением диплома о высшем образовании светского образца, зато хотят пройти углубленный курс иудаики: еврейских предметов, которые в этом случае являются для них и верхней, и нижней частью этого учебного “пирога с начинкой”. Их учебный план рассчитан на два года, все они приехали из разных городов России и СНГ, и их диплом будет котироваться не менее высоко, чем дипломы тех, кто учит и общеобразовательные, и еврейские дисциплины. Это будущие преподаватели еврейской традиции, и я могу вас заверить, что эти девушки будут во многих и многих общинах буквально “нарасхват”, поскольку таких учителей с настоящей подготовкой сейчас немного, от них в немалой степени зависит то самое еврейское возрождение, которое уже стало реальностью и которое при их деятельном участии будет продолжаться еще мощнее и интенсивнее …”
Кстати, возьму на себя смелость и перебью Нохума Лейдикера одним вопросом. Тем более что опять зазвонил телефон и мой собеседник отвечал на очередной учебный вопрос. Понятно теперь, что такое на самом деле ЕВРЕЙСКИЕ БЛАГОРОДНЫЕ ДЕВИЦЫ? Это вам не чай правильно наливать
, этикет соблюдать и разговоры светские поддерживать на трех языках! То есть на трех-то языках, это как раз сколько угодно, ради Б-га, как говорится, но эти три языка, которые будут значиться в дипломе у каждой БЛАГОРОДНОЙ ДЕВИЦЫ, учат не за страх, а за совесть НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РАЗГОВОРЫ РАЗГОВАРИВАТЬ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛО ДЕЛАТЬ. Важное, большое и интересное дело для всех нас и наших детей, дорогие друзья….И такое дело, которое никто, кроме нас и этих милых девушек, не сделает: наша с вами полноценная и стоящая еврейская жизнь, за которую стоит бороться и которой стоит жить, не свалится на наши головы с небес, поверьте. Вс-вышний не даст нам ее в готовом виде, Он просто сформулировал правила и хорошие, действенные рецепты, как нам ее себе сделать самим. И вот один рецепт, проверенный тысячелетиями: хорошо, с огоньком учиться и учить детей – мы видим, как он действует и помогает. Впрочем, реб Нохум уже поговорил с очередной заинтересованной мамой по телефону, пока я тут рассуждал о БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦАХ, сказал ей, что у учебного заведения с высоким уровнем образования есть и требования, даже назвал их. Вполне естественно, что у Махона, который не просто хочет держать марку и уровень, но и повышать планку качества, есть правила, которым надо следовать: учиться хорошо, иначе нет смысла, успевать надо и по еврейским, и по всем остальным предметам, надо быть еврейского происхождения и подтвердить это, хорошо себя вести по стандартам
hалахи, то есть скромно, нравственно и – опять же – с достоинством, уважать и понимать традицию, которой учишься. А не просто принимать ее “к сведению”. Все, я весь внимание, Нохум Лейдикер продолжает: