Очередное, четвертое, заседание пресс-клуба «Восточная политика» состоялось 5 марта в Центральном Доме журналистов. Тема заседания – «Судьба конфликта на Ближнем Востоке» — особо актуальна сегодня в связи с усилением эскалации конфликта, когда на территории Израиля и Палестинской автономии ведутся настоящие боевые действия с применением ракетного оружия и авиации, а также с участившимися террористическими актами на израильских улицах. На заседание были приглашены как дипломаты и политические журналисты непосредственно из региона конфликта, так и представители ведущих мировых СМИ, которым было предложено обсудить четыре основных вопроса:
- Ближневосточный конфликт – конфликт между арабами и евреями или проявление более масштабного противостояния?
- Существует ли для арабов и евреев возможность мирного разрешения конфликта?
- Возможно ли применение оружия массового уничтожения в ходе ближневосточного кризиса?
- Возможно ли военное вмешательство в зоне конфликта сил, не участвующих непосредственно в вооруженном противостоянии, и если да, то каковы последствия такого вмешательства?
В ходе заседания мнения, как водится, разделились. Но несмотря на это встреча прошла достаточно мирно. Палестинская сторона делала особый упор на наличие у Израиля оружия массового уничтожения (забывая при этом об Ираке, который также им обладает), но высказывались мысли и о необходимости прямого диалога между палестинскими и израильскими политиками. Л. И. Медведко, сопредседатель фонда поддержки развития арабистики и сотрудничества с арабскими странами, считает, что главным камнем преткновения при разрешении конфликта мирным путем является Иерусалим. А значит, единственная возможность достичь мира – отказаться от понятия того, что Иерусалим является единым и неделимым городом, и присвоить ему статус столицы двух государств, трех религий…
Выступления израильской стороны были более убедительны. Так, журналист, посол России в Израиле с 1992 по 1997 год Александр Бовин, считает, что у конфликта между арабами и евреями (этноэкономического по своему характеру) может быть мирное решение, но «не сегодня, не завтра и не послезавтра, а через одно поколение политиков. Только тогда, когда арабы перестанут так ненавидеть евреев, а евреи перестанут негативно относиться к арабам, только тогда будет возможно стабильное решение проблемы. Так как ненависть, которую испытывают народы, сильнее, чем Берлинская стена, и, когда она будет разрушена, возникнет мир».
«Речь идет не о серьезном конфликте между иудаизмом и исламом и по большому счету даже не между евреями и арабами, хотя, конечно, этот конфликт существует. Но сейчас речь идет о конфликте между цивилизацией и террором. Война имеет определенные законы, ее оружием являются солдаты, а не дети. Будущее Израиля будет гарантировано, но лишь тогда, когда будет свобода существования, когда ему не будут угрожать. Израиль существовал в своих границах до 1967 года, и все равно была угроза. Роль России в урегулировании ближневосточного конфликта может и должна быть больше, проблема перевозбуждена с обеих сторон, для ее решение нужно затишье», – заявил Захар Гельман, корреспондент «Российской Газеты» в Израиле.
Так или иначе, мнения сводились к тому, что ближневосточный конфликт, будучи изначально локальным, постепенно вовлекает более масштабные державы, становясь явной проекцией глобального конфликта. И основной задачей на сегодняшний день является его предотвращение.