Современный балет, изгнанный на семьдесят лет из России, в последние годы стал возвращаться, существуя однако, в основном, в формате любительском. Сначала в Москве и Петербурге, а затем и в других городах нашей страны начали возникать коллективы джаз-танца, модерн- и постмодерн-танца. О популярности и интересе к современной хореографии свидетельствуют фестивали, которые проходят в России. IV Международный летний фестиваль современного танца "Открытый взгляд 2002" в Санкт-Петербурге – фестиваль профессиональный.
Концертная программа фестиваля "Открытый взгляд 2002" очень насыщенна. Каждый день с 1 по 10 июля на площадках альтернативной сцены "С'танция" и ТЮЗа кроме молодых коллективов из России будут выступать известные танцевальные группы из Австрии, Израиля, Польши, США и Финляндии. Кроме того, каждый день с 10 до 19 часов проходят мастер-классы с различными хореографами. А принимает гостей и организовывает фестиваль петербургская Школа джаз-модерн танца "Каннон Данс".
О современном израильском танце и о российских впечатлениях танцовщиц я побеседовали с руководителем израильского коллектива «Gastana Dance Company», принявшего участие в фестивале, Дианой Эйзенштейн.
- Диана, расскажи о самом коллективе, пожалуйста. Откуда вы, как давно существуете?
- Мы работаем в нынешнем составе уже пятый год. К сожалению, весь коллектив (13 девушек) приехать не смог. Финансирования хватило только на половину. Но это никак не влияет на качество выступлений, большинство танцев поставлены для 6-7 человек.
Школа наша находится в кибуце «Нисим», это на юге страны, недалеко от Беер-Шевы. И большинство танцовщиц приезжают ко мне на занятия из окрестных кибуцев и мошавов.
- А как давно Вы занимаетесь танцами?
- Я танцую всю жизнь. Вот все мои девочки родились в Израиле, сабры. А я репатриировалась в 1967 году из Южной Америки. Кстати, мой дедушка при этом из Бердичева, и бабушка тоже родилась на Украине.
В Америке я начала изучать химию в университете, но, конечно, все время танцевала. Потом вышла замуж за члена молодежной организации «Ихуд абоним» («Объединение строящих»), и мы решили репатриироваться. Плыли на корабле через весь океан и приплыли в первый день Шестидневной войны. Сразу же оказались в бомбоубежище хайфского порта…
- …а теперь вот еще и в России…
- На фестиваль «Открытый взгляд» нас приглашали еще в прошлом году. Но мы тогда были во Франции — танцевали совместную программу с нашими французскими коллегами. Зато в этом году решили обязательно приехать в Петербург. В Израиле многие эмигранты из России говорили, что это очень красивый город. Так оно и оказалось.
- Диана, насколько я могу судить, современный танец, как и классический, имеет свою жанровую систему и историю. Есть современный европейский танец, есть американский. А израильский есть?
- История современного танца началась более ста лет назад, когда появились танцовщики, отказавшиеся от традиционных балетных приемов. Современный танец Америки и Европы — это совершенно два разных направления. Они очень многим отличаются. В первую очередь, философией танца. Американский модерн танец базируется на танце. А в Европе театры танца начинают уходить от чистого танца и делают это уже много лет. Они привлекают для своих проектов видео, мультимедиа, театральные эффекты, сценографию, можно сказать, что это уже ближе к перфомансу. Но есть еще японская и индийская школы. Израильская же школа современного танца очень многое вобрала от немецкой школы, то есть в данном случае от европейской. Фестиваль «Открытый взгляд» приглашает все школы и устраивает мастер-классы, так что здесь можно поучиться у различных хореографов.
Что же касается системы жанров, то здесь тоже все неоднородно. Часто современный танец называют просто contemporary или modern. Но это разные жанры. Так вот сначала был классический танец, который и сейчас остается основой всего. Из него стали выделяться последовательно “современные танцы”: сначала неоклассический, затем модерн и джаз-модерн, потом пост-модерн и, наконец, contemporary, то есть современный нам танец. Мой коллектив исполняет в основном модерн и пост-модерн.
- Я знаю, что у вас есть совместная программа с петербургским клубом «Гилель».
- Да, перед тем как приехать в Петербург, мы списались с еврейским молодежным клубом «Гилель», и они пригласили нас на встречу шабата и предложили провести семинар еврейского народного танца.
Вообще, я надеюсь вернуться в Россию, вернее на Украину, уже не на фестиваль, а просто с экскурсией. Посмотреть те места, где родились моя мама и бабушка с дедушкой. Сейчас многие израильтяне совершают подобные поездки. Они называются «тиюлей шорашим» — «экскурсии к своим корням».