Но, благодаря предусмотрительности и удаче, музыка чешского композитора Виктора Ульманна выжила после его смерти в 1944 году. Выжила — и будет продемонстрирована на концертах американского дирижера Джеймса Конлона. Цель маэстро — представить главное направление забытых произведений целого поколения композиторов, которых заставил замолчать Холокост.
«Первая половина XX века отличалась изобилием представителей альтернативных музыкальных направлений, которые могли бы воздействовать на восприятие нами классической музыки, будь они живы, и если бы их работа не была прервана», — говорит Джеймс Конлон.
Идея концерта забытой музыки возникла после того, как номинированный на «Оскар» фильм Романа Полански «Пианист» оживил интерес к жизни и музыке Владислава Шпильмана, еврейского пианиста и популярного композитора, пережившего войну и польское гетто, но творчество которого было практически забыто.
Жителям Нью-Йорка шанс услышать музыку Ульманна, включая оперу «Император Атлантиды» — сатиру на Гитлера, представится во время серии концертов, которые пройдут в апреле в здании главной синагоги города. Концерты состоятся и на других театральных и музыкальных площадках Соединенных Штатов.
Родившийся и выросший в Нью-Йорке, получивший образование в Джиллиарде, Конлон в начале своей музыкальной карьеры переехал в Европу, где прожил двадцать лет, работал в филармониях Роттердама и Кёльна. В прошлом году он возвратился в Нью-Йорк — город, где родители научили его понимать важность равенства и справедливости, — и возглавил проект под названием «Возрождение музыкального наследия».
«Меня беспокоит то, что большинству любителей музыки не посчастливилось услышать эти забытые произведения и они даже не представляют, что это такое, — говорит 53-летний маэстро. —
Но это не их вина. Никто даже не задумывался над тем, чтобы найти для этих творений нишу в музыкальном мире». Исправляя несправедливость История Ульманна горька. Он был лишен свободы выезда за пределы Праги и помещен в гетто Терезиенштадт, созданное нацистами, чтобы показать миру «образец» поселения и скрыть при этом существование концентрационных лагерей и газовых камер.
За два года своего пребывания в Терезиенштадте Ульманн написал более 20 произведений включая «Императора Атлантиды». Боясь умереть в плену у нацистов, он передал свои труды на сохранение библиотекарю гетто, написав на бумагах имя своего друга, который должен был их забрать после окончания войны.Ульман скончался, однако его друг и библиотекарь пережили войну. А вместе с ними выжили и манускрипты. Но они игнорировались в течение трех десятилетий, пока в 1975 году не были обнаружены английским дирижером, осознавшим их важность.
Колон узнал об Ульманне, заинтересовавшись произведениями австрийского композитора Александра Землинского, на которого музыка Ульманна оказала огромное влияние еще когда он работал дирижером в предвоенной Праге. Землинский избежал Холокоста, но лишь ради того, чтобы умереть в безвестности в Нью-Йорке в 1942 году.
«История каждого композитора уникальна, и я не пытаюсь защищать ту музыку, которая, я считаю, не достойна внимания», — говорит Конлон. Произведения Землинского и чешских композиторов Павла Хааса и Ханса Красы так же будут представлены в концертной программе.
«Музыка Ульманна и его произведения, ранее исполненные спорадически, заслуживают достойного места в стандартном репертуаре исполнителей классической музыки», — утверждает Конлон, считая предстоящие концерты исправлением несправедливости. —
Невозможно возвратить жизнь тем людям. Невозможно воскресить историю. Единственное, что можно сделать, это заставить людей обратить внимание на их творения, на их произведения искусства. Если мы позволим этой музыке быть забытой, то тем самым предоставим нацистам “посмертный” шанс на победу».