В воображении многих людей одно лишь упоминание о золотом веке испанского еврейства вызывает образы таких еврейских мудрецов, как Рамбам (Маймонид) или Иеhуда hа-Леви, которые в то время занимали центральное место в интеллектуальных кругах Кордовы, Туделы и Толедо.
А вот Шмуель Хайон (Samuel aben Hayon) жил в приграничном отдаленном поселении на юге Испании — в Мерции (Murcia). И был он человеком, который чувствовал бы себя как дома в Израиле или Соединенных Штатах — в подразделениях спецназа или разведывательных службах. Ибн Хайон был человеком рисковым — наемником, шпионом, контрабандистом. И потому использовался местными властями для того, чтобы освобождать за границей военнопленных, проворачивать разного рода сделки и тайными тропами провозить кое-какие товары…
Жизнь Шмуеля стала лишь одной из множества историй, рассказанных на выставке, организованной во дворце Алмуди (Almudi) в Мерции и посвященной повседневной жизни евреев средневековой Испании. Выставка стала частью фестиваля “Мерция: три культуры”.
“Выставка “Гвулим”, что на иврите означает “Границы”, предназначена для того, чтобы показать людям, как евреи той эпохи преодолевали различные препятствия — религиозные, политические, коммерческие, культурные”, — говорит один из организаторов мероприятия Хосе Рамон Аязо (Jose Ramon Ayaso).
Одним из ценнейших экспонатов выставки является декорированный свиток ТаНаХа с полными комментариями французского раввина Раши, жившего в XI веке. Как утверждает сам Аязо, профессор иврита и арамейского Гранадского университета, книга была приобретена во Франции, а проиллюстрирована уже в Испании.
Луис де Торрес — еще один персонаж выставки, который вместе с Колумбом совершил первое путешествие в Америку. Аязо говорит, что Торреса взяли на корабль переводчиком из-за его знания иврита, арабского и арамейского. Колумб не знал, кого он может повстречать на новой земле, однако вполне допускал то, что в Америке могли жить 10 потерянных колен Израилевых.