Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн, Давид Бен-Гурион — выдающиеся представители еврейского народа. Именно их образы встают перед глазами, когда речь заходит о евреях. А вот для многих американских евреев, особенно для молодых и представителей среднего возраста, образ настоящего еврея сегодня отождествляется с известным комиком Джерри Сейнфельдом.
Вкладу евреев в мировой юмор посвящено немало исследований. Внес свою лепту и американский кабельный канал Comedy Central, представивший недавно вниманию зрителей документальный фильм из шести частей, который так и называется — “Герои еврейской комедии”.
Его создатели попытались найти ту тонкую нить, что соединяет развлекательную индустрию и врожденный человеческий инстинкт, и которая, по мере переплетения этих двух понятий, теряет свою прочность. Хоть порой и забавно бывает похохотать над колкими остротами комиков, на всем протяжении ленты их, вопреки ожиданиям, все-таки набралось маловато, чтобы зритель сумел понять, почему же слова “евреи” и “комедия” были единым целым в течение столетий.
Ввиду ограниченности бюджета, работникам кабельного канала удалось “поймать” лишь немногих персонажей. В фильме, например, отсутствуют такие “столпы” еврейской комедии, как Джерри Сейнфельд, Вуди Аллен, Билли Кристал, Мел Брукс, Сид Сезар, Алан Кинг… Взамен кинолента представляет перлы Джеффри Росса, Марка Марона, Джуди Голд, Сьюзи Эссман, Льюиса Блэка и Кори Кахани. Никогда о таких не слышали? Ничего удивительного! Все они — представители младшего поколения еврейских комиков.
Впрочем (будем справедливы), представлены здесь и интервью с истинными пионерами в области еврейского юмора, к числу которых, бесспорно, относятся Джоан Риверс и Джерри Стиллер. А также известными комедийными актерами — такими, как Фрэн Дрешер (“Нанни”), Джон Лович (“Жизнь субботним вечером” (“Saturday Night Live”)) и Хенк Азария (“Симпсоны”).
Все шесть серий фильма сопровождаются вялыми комментариями Джудда Хирша (“Такси”), из которых нелегко уяснить, почему же евреи склонны к комедии, в чем заключается особенность еврейского юмора и почему именно евреи столь успешно проявляют себя в этой области. Азария, Росс и Эссман утверждают, что появление колких замечаний и острых шуток — прямое следствие гонений, перенесенных евреями с чувством юмора.
Некоторые выступившие в фильме комики, как это ни прискорбно, оказались не только дилетантами в истории, но вдобавок еще и прочли монологи явно антисемитского характера. Как вам, например, следующая “шутка” Льюиса Блэка по поводу еврейских женщин:
“Их хныканье подобно визгу тысяч зарезанных свиней”! Если бы такое позволил себе нееврей, на сцену бы в мгновение ока опустились “вооруженные до зубов парашютисты” из Антидифаммационной лиги.
По правде говоря, самая фатальная неудача фильма состоит в том, что авторы его, пусть даже и непреднамеренно, показали образы евреев и иудаизма с самой негативной стороны. Нееврей, посмотрев данный фильм, подумает:
“Да, евреи, конечно, забавны, но, как люди — просто неврастеники”. А правда-то в том и заключается, что, возможно, неврастеничны сами комедианты, так и не сумевшие представить полный образ еврея…
Нет, безусловно, было бы несправедливо “огульно охаивать” всю ленту целиком. Были, были-таки редкие эпизоды, в которых упомянутые мастера смеха выступили действительно блестяще.
“Если девушка сидит напротив меня, значит, я ей нравлюсь”, “В коровьей туше только еврей может найти грудинку”, — такой юмор и впрямь является признаком национальности.
Юмор, острый ум всегда были для еврея средством в борьбе с постоянным угнетением извне, его единственным и самым действенным оружием. Продюсеры фильма сделали попытку исследовать лучшие традиции еврейского юмора, прошлого и настоящего. Увы, обширность темы оказалась им не по зубам.