Top.Mail.Ru

Виртуальная примерка

20.08.2003

Дизайн — одна из немногих оставшихся областей, которая опирается на традиционные методы, а не на новейшие технологии. Создатели одежды разрабатывают модель и создают набор образцов, чтобы посмотреть, как она будет выглядеть и какие ткани и изделия следует использовать. Как правило, для того, чтобы уже готовая вещь получила одобрение, требуется сделать от пяти до семи образцов. Тель-авивская компания «Browzwear» стремится к революционному обновлению этого процесса, используя новую компьютерную программу, позволяющую фэшн-дизайнерам создавать модели одежды и виртуальные трехмерные образцы моделей на компьютере. Помимо того, что время изготовления моделей при этом сокращается на 20–40 процентов, компания утверждает, что новая программа сокращает и расходы.

«Browzwear» использует V-Stitcher — компьютерную программу моделирования, которая позволяет дизайнерам, производителям и продавцам обозревать коллекцию в аккуратном и вполне натуральном виде на самых ранних стадиях процесса изготовления образцов. Дизайнеры могут примерить свои коллекции на вполне реально выглядящих моделях — причем, с самым разным телосложением. Используя V-Stitcher, дизайнер может предварительно посмотреть, как выглядит его одежда и как она сидит. Виртуальные образцы ткани легко превращаются в виртуальную одежду, а типы швов, фурнитура и отделка — с легкостью изменяются. Программа показывает прозрачность ткани, способна воспроизводить разрезы платья, позволяет дизайнерам вводить двухмерные образцы для мужской, женской, детской одежды виртуально из любой системы CAD, а также инструкции о том, где должны сшиваться швы и как это лучше сделать.

«Сегодня при создании любого трехмерного объекта необходима помощь компьютера, — объясняет Янир Фарбер, президент “Browzwear”. — В дизайнерском бизнесе, тем не менее, люди все еще опираются на традиционные методы, так как разработка моделей одежды — процесс очень сложный. Какая-нибудь футболка будет выглядеть совсем иначе, если изменить ткань или полноту ее обладателя».

Производство одежды — гигантская индустрия, ежегодно приносящая на международном рынке около 200 биллионов долларов прибыли и увеличивающая при этом свой общий объем на 4 процента. Сегодня в мире существует примерно 200 тысяч дизайнерских компаний, среди которых лишь 40–50 тысяч в различной степени используют компьютерные программы. «Рынок для нас окрыт», — удовлетворенно потирает руки Фарбер.

Компания «Browzwear» была основана в 2000 году, имея начальный капитал 600 тысяч долларов, полученных от израильских изготовителей одежды «Delta Galil», «Internet guru», «Yossi Vardi» (основатель «Mirabilis») и группы частных инвесторов во главе с предпринимателем Менахемом Эйнаном (Menachem Einan). С самого начала она принялась развивать продукт под названием C-Me, представляющий собой виртуальную примерочную для людей, желающих купить одежду онлайн. Применение компьютерных программ, которые загружаются в онлайн, позволяет покупателям создавать трехмерные модели, точно соответствующие их личным размерам. Пользователь программы может выбрать в онлайн-магазина одежду и примерить ее на модели, чтобы посмотреть, как будет сидеть та или иная вещь, сочетать и подбирать вещи из разных магазинов и даже посылать их по электронной почте друзьям или родственникам для получения дополнительного совета. «Идея этой программы заключалась в том, чтобы позволить пользователям улучшить свои покупательские навыки, а заодно удостовериться в том, что покупатели получают одежду, соответствующую их размеру», — рассказывает Фарбер.

Для многих интернет-магазинов это может стать настоящим прорывом. Спрос на одежду в онлайн за последние несколько лет заметно вырос, и теперь она занимает третье место среди товаров, пользующихся в Сети наибольшей популярностью, после книг и музыкальных СD. В 1999 году, американские клиенты потратили 1,1 биллиона долларов на покупку одежды онлайн. В 2001-м эта сумма превысила 3,2 биллиона. Единственная проблема, возникающая при покупках в Интернете, это частота возврата товаров. Аналитики из исследовательской и консалтинговой фирмы «The Yankee Group» констатируют, что почти 40 процентов женской одежды, приобретенной в онлайн-магазинах, возвращается из-за того, что цвет, размер и качество товара не соответствуют ожиданиям клиентов. Фарбер уточняет: «Очень часто возврат товаров приходится на конец сезона, и у магазинов не остается иного выхода, кроме распродаж по низким ценам».

Программа C-Me очень проста и понятна в использовании. Хотя введение личных размеров может занять много времени (иногда до 20 минут), работники компании обнаружили, что пользователи получали огромное удовольствие, создавая точную копию формы своего тела. При этом обман системы в целях создания идеальной фигуры «себя любимого» бесполезен, поскольку обмануть в данном случае можно лишь самого себя, получив одежду, которая была бы или слишком велика или слишком мала.

«Browzwear» запустила свою «примерочную» в середине 2001 года совместно с XOXO.com — филиалом коммерческой компании «CyberRetail». Хотя первоначальные отзывы просто светились от одобрения, а программу загрузили тысячи пользователей, в «Browzwear» три месяца спустя все же решили, что рынок еще не достаточно велик и не достаточно развит для ее применения. «Было еще слишком рано, — вспоминает Фарбер. — Реакция рынка была, в целом, неуверенной, а биться головой о стенку не имело смысла. Мы должны были дождаться, покуда рынок достигнет определенного уровня развития, и сосредоточиться на внедрении продукции в соответствии со спросом».

Возможность испробовать свои силы «Browzwear» решила предоставить другой компании. Ею стала канадская фирма «Моя Виртуальная Модель» («МVМ»), которой было поручено формирование и обучение рынка. Когда это произойдет, будет издана новую, улучшенную версия технологии C-Me. Пока же компания сконцентрировала свои усилия на V-Stitcher, который был запущен в апреле 2002-го. Первым клиентом стал тогда итальянский производитель одежды «Benetton». Сегодня услугами компании пользуются уже более десяти компаний включая знаменитую немецкую фирму «Adidas»; американскую компанию «Nike», английскую фирму «Russell Athletics; Desmonds», которая снабжает одеждой торговую сеть «Marks and Spencer»; а также израильскую «Delta Galil».

«Browzwear» продает свою программу за места, каждое из которых стоит 5–10 тысяч долларов. Интересующиеся фирмы обычно начинают с одного–трех мест и постепенно применяют систему посредством компании. Фарбер первым подметил, что главное преимущество «Browzwear» заключается в том, что ее программа с легкостью включается в число самых последних инноваций. Неудивительно, что «Benetton» оказалась одним из самых солидных клиентов «Browzwear». «Эта фирма обладает удивительной склонностью к инновациям и любит пробовать самые разные технологии, — говорит Фарбер. — Они очень помогают развивать наш план, указывая, что надо добавить, а что нуждается в доработке».

В настоящее время «Browzwear» перепроверяет возможности C-Me, чтобы в сентябре выпустить программу уже как часть проекта при поддержке фондов Европейского сообщества и четырех европейских производителей одежды: греческой «Ridenco», испанской «Star», итальянской «TR» и португальской «Maconde». Эти компании в процессе создания моделей будут применять технологии V-Stitcher и предоставят своим клиентам возможность загрузить C-Me со своих веб-сайтов.

Впрочем, господин Фарбер все еще не уверен в готовности рынка к этому товару. «MVM», например, только начала получать новых клиентов, и процесс этот идет очень медленно. Хотя «Browzwear» приходится мириться с конкуренцией на арене виртуальных примерочных, она пока еще лидирует благодаря V-Stitcher. Но компании еще предстоит огромная работа по обучению и просвещению потребителя. Фарбер ожидает улучшений не раньше 2004-го, когда новые пользователи начнут более широкое производство технологий, а новые клиенты станут эти технологии покупать.

Недавно «Browzwear» подписала контракт с «Investronica» — испанским дистрибьютором, имеющим уже 6 700 клиентов. В мае этого года был заключен договор с американской компанией «Gerber» (12 000 клиентов). Фарбер считает, что эти две компании помогут прочно обосноваться на рынке: «Мы чувствуем себя сейчас птенцами, которые только-только начинают летать. Я уверен, что через 3–4 года наши программные внедрения станут обычным явлением как для средних, так и для крупных компаний».

Екатерина Иванова

{* *}