Top.Mail.Ru

Мы — просто люди

05.09.2003

“Музыка способна успокоить свирепого зверя” — памятуя об этом, известный дирижер Даниель Баренбойм (Daniel Barenboim) твердо верует в то, что созданный им “The West-Eastern Divan Orchestra” наилучшим образом поможет преодолеть любые религиозные и политические разногласия. В инструментальном составе оркестра играют и израильтяне, и палестинцы, и арабы… В конце августа состоялся концерт оркестра в Марокко — первое выступление музыкантов в арабской стране.

Коллектив “The West-Eastern Divan Orchestra” существует вот уже пять лет. В его составе — 6 ливанцев, 13 египтян, 6 сирийцев, 31 еврей, 4 израильских араба, 19 испанцев и 3 иорданца, которые собираются в одном из репетиционных залов Андалузии. Место для репетиций, проводимых под руководством самого Баренбойма и известного палестинского композитора Эдварда Саида (Edward Said), глубоко символично. Здесь, на территории Андалузии, когда-то царило единство иудеев, мусульман и христиан, завершившееся изгнанием евреев в 1492 году.

“Несмотря на внешнюю аполитичность, наш оркестр наглядно демонстрирует, как совершенно разные люди объединяются для создания чего-то нового. И все получается в лучшем виде”, — объяснял недавно Баренбойм корреспонденту агентства Рейтер. Да, его музыка не в силах разрешить конфликтную ситуацию на Ближнем Востоке, но ему совершенно ясно главное: “Лучше заниматься музыкой, чем реализацией идей фундаментализма!” .

Ему 60. Он — выдающийся пианист, музыкальный руководитель симфонического оркестра Чикаго (Chicago Symphony Orchestra) и Немецкой государственной оперы в Берлине (Deutsche Staatsoper Berlin). И Даниель Баренбойм, и Эдвард Саид утверждают, что главной причиной создания подобного коллектива было их искреннее желание помочь израильтянам и арабам взглянуть друг на друга иначе. В интервью английской “The Guardian” Эдвард Саид признался, что основав вместе с Баренбоймом “The West-Eastern Divan Orchestra”, он “совершил, возможно, самый значимый поступок в своей жизни”. И уточнил: “Наш проект не имеет никакого отношения к политике. Мы не пытаемся изобразить себя миротворцами в белоснежных хламидах. Мы просто являемся объединением честных и разумных людей”.

Со своими музыкантами дирижер общается на английском, иврите, испанском и немецком языках. По этому поводу 24-летний скрипач Мина Зикри (Mina Zikri) из Египта в интервью журналу “Time” сказал следующее: “Опыт такой работы помогает всем нам хоть немного “очеловечить” друг друга”. А 24-летняя фаготистка Аелет Балин (Ayelet Ballin) из Тель-Авива добавила: “Зачастую все наши представления о “врагах” обманчивы. Террорист-камикадзе, соглашаясь взорвать себя в толпе израильтян, действует не против кого-то конкретно. Он искренне полагает, что страдает за “идею”. Но ведь это неправильно!”. Мина познакомился с Аелет в другом оркестре: “Увидев ее у Баренбойма, я подумал: “О, моя подружка!”, а не “Опять эта израильтянка!”.

В прошлом году Баренбойм и Саид стали лауреатами “The Prince of Asturias's Concord prize” —известной премии, присуждаемой борцам за мир — в глазах мировой общественности их деятельность воплощает идею возрождения мира на Ближнем Востоке. А уже через две недели напряженных репитиций музыканты отправились в гастрольный тур по Европе, дав концерты в лондонском “Royal Albert Hall”, парижском “Menton” и в Германии. 24 августа оркестр выступал в Рабате. Произнося приветственную вступительную речь в театре Моххамеда V в Рабате представитель министерства финансов Марокко Джихан Баккали (Jihane Bakkali) назвал проект Баренбойма и Саида “большим шагом на пути к миру, символом терпимости и взаимопонимания”. На концерте присутствовали супруга короля Моххамеда VI принцесса Сальма (Princess Salma), его сестры — принцесса Мириам (Princess Myriem) и принцесса Хасна (Princess Hassna), а также премьер-министр Дрисс Джетту (Driss Jettou) и другие члены правительства страны.

21-однолетний израильский пианист и композитор Матан Порат (Matan Porat) признался, что впервые общался с арабскими музыкантами именно у Баренбойма: “Вы не представляете себе, как я удивился, обнаружив, что их музыкальное образование ничуть не хуже моего. Да и наши взгляды на жизнь не сильно различались…”. 27-летний гобоист из Египта Мохаммед Салех (Mohamed Saleh) конкретизирует слова коллеги: “Нам нет никакого дела до обсуждения политических или религиозных проблем. Мы просто люди и хотим жить в мире и согласии! Если наша идея объединит миллион музыкантов, это и впрямь повлияет на развитие мирного процесса на Ближнем Востоке”.
{* *}