Назвать блюграсс (bluegrass) еврейским музыкальным жанром, а клезмер — музыкой гор… Бред какой-то, скажете вы. Тем не менее, ничто не помешало некоторым из лучших еврейских исполнителей блюграсса соединить оба музыкальных стиля и создать именно сладкую горную музыку. И вполне возможно, что сейчас, в этот самый момент, где-нибудь в Нью-Йорке идет «сейшн» исполнителей блюграсса, которые, собравшись в каком-то частном доме, играют любимую музыку. Правда, 45-летнюю кларнетистку Марго Леверетт (Margot Leverett), наверняка, опять не пригласили.
«Им приходится осторожничать изо всех сил, чтобы я не узнала, где они»… Когда Марго все же удается обнаружить их и появиться, скажем, на одном из недельных блюграсс-джем-сейшнов в каком-нибудь баре Манхэттена, большинство присутствующих, завидев ее кларнет, встает и уходит. Ибо блюграсс традиционно играют с помощью струнных — банджо, мандолины, скрипки и баса. И никогда, никогда не используются в этом жанре деревянные духовые инструменты, вроде кларнета. Тем не менее, обществу любителей блюграсса все чаще приходится сталкиваться с Леверетт и ее новой группой «Klezmer Mountain Boys». А совсем недавно этот квинтет выпустил альбом «Margot Leverett & the Klezmer Mountain Boys».
Группа образовалась два года назад, когда Леверетт, к тому времени уже сделавшая себе имя как первоклассная кларнетистка и исполнительница клезмерской музыки, приласила в «Klezmer Mountain Boys» Кенни Косека (Kenny Kosek) — лучшего скрипача блюграсса на всем Восточном Гудзоне, игравшего на Бродвее с такими музыкантами, как Вэссар Клеменс (Vassar Clemens), Джеймс Тейлор (James Taylor) и Джерри Гарсиа (Jerry Garcia). Леверетт, изначально игравшая на кларнете для «Klezmatics», ветерана клезмерской сцены, полностью окунулась в мир блюграсса, ей ужасно хотелось играть клезмер со струнным ансамблем, как, в общем-то, и исполнялась музыка клезмер на ранних этапах своего развития. Недостаток медных инструментов и аккордеона — это первое, что отмечают слушатели во время выступлений группы Леверетт. Впрочем, в дебютном альбоме их музыка дополнена игрой «Frank London's Klezmer Brass Allstars»: почтенный Залман Млотек (Zalman Mlotek) играет на пианино, а Майкл Альперт (Michael Alpert) — на аккордеоне.
Как и Косек, все члены группы принадлежат к числу выдающихся музыкантов блюграсса. Барри Миттерхофф (Barry Mitterhoff) (мандолина) — лидер группы «Silk City». Его друг детства Джо Сэлли (Joe Selly) играет на гитаре. Басистом является Марти Конфуриус (Marty Confurius), который выступал с Энди Стэтменом (Andy Statman), когда тот в 1970-х впервые открыл для себя клезмер.
Блюграсс — это, в основном, быстрая акустическая музыка, зародившаяся в районе Аппалачских гор в 1945 году и была названа в честь «Bluegrass Boys» — группы, в которой играл на виолончели великий Билл Монрой (Bill Monroe). Для этого стиля характерна возбуждающая игра на банджо, то есть именно то, чего не хватает «Klezmer Mountain Boys». Блюграсс появился в результате слияния кантри, госпела, а также английской, ирландской и шотландской народной музыки. Леверетт любит утверждать, что клезмер — это тоже горная музыка, просто его горы находятся в Восточной Европе.
Между прочим, попытка объединить клезмер с блюграссом на самом деле выглядит не такой уж искусственной, как это кажется поначалу, и группа Леверетт это не просто играет в этих стилях. Стэтмен, виртуоз игры на кларнете и мандолине из Бруклина, играл блюграсс гораздо дольше, нежели клезмер. Тем не менее, приглашение Леверетт выступать с новым альбомом он отклонил, поскольку никогда не использовал кларнет в блюграссе. Еще лет десять назад он записал альбом «Шобес в Нэшвилле», включивший аранжировки всех субботних песен в стиле блюграсс, исполненные ортодоксальным еврейским певцом Джерри Визентовски (Jerry Wisentowski) из Милуоки. Правда, запись так и не была выпущена, но когда-нибудь в будущем Стэтмен все же надеется увидеть этот компакт-диск.
Леверетт частенько подчеркивает, что ее группа вовсе не производит блюграсс-версии клезмерских мелодий или наоборот. Она занимается, скорее, перенесением протяжного звучания из одного жанра в другой — в виде, скажем, попурри из четырех мелодий. Если хорошенько прислушаться к тому, как Леверетт исполняет главную часть блюграссовых композиций на кларнете, сразу становится понятно, что это все же блюграсс, но неожиданное появление звука деревянных духовых превращает его в совершенно новый жанр.
«Оба направления превосходно сочетаются друг с другом, — рассуждает Марго Леверетт.— В обоих чувствуется глубокая душа. Это забавная, чудесная, радостная танцевальная музыка, и именно это, прежде всего, меня привлекает в ней». Косек добавляет: «Насколько мне известно, музыкальные предпочтения зрителей, которые ходят нас слушать, соотносятся как пятьдесят на пятьдесят. Увлекающимся музыкой клезмеров любопытно послушать это потому, что они знают Марго как кларнетистку клезмера. Но приходят и поклонники блюграсса, что вдвойне приятно».