В сущности, евреи к хип-хопу имеют отношение не большее, чем, скажем, пельмени к Песаху. По отдельности и то и другое выглядит очень даже ничего, но стоит свести их вместе — и получается нечто очень странное. Что, собственно, и произошло в Канаде, где два 23-летних монреальских еврея взяли — и записались в рэперы, придумав собственное театральное шоу, да не простое, а самое невообразимое и зажигательное, какое только может придти в голову. Этот мюзикл, получивший название «Джоб: Хип-хоп сага» (
«Job: The Hip-Hop Saga» ), можно увидеть в «Tarragon Extra Space» в Торонто, где он будет идти до 14 декабря.
По-новому интерпретируя библейские аллегории греха, страдания и веры, Эли Батальон (
Eli Batalion) и Жером Сэйбил (
Jerome Saibil) снабдили свою двухактную постановку столь энергичной музыкой, что их вполне можно принять за бывалых рэперов. При изображении своих персонажей они не ограничиваются традиционным рифмованным текстом в сопровождении быстрого танца, но еще и демонстрируют потрясающие движения и непередаваемую мимику в виде искривленных улыбок. Основной сюжет разрывается репликами в сторону, в результате чего зритель смотрит как бы пьесу в пьесе. В центре повествования — история Джоба Лау (
Job Lowe), руководителя компании «Hoover Records», выпускающей хип-хоп продукцию, которого предали президент оной компании Дж. Хувер (
J. Hoover) и его зам по финансам Лу Сафир (
Lou Saphire). Они испытывают лояльность шефа, перебирая его заслуги, привилегии и вообще всю работу. Во втором акте тема принимает несколько экзистенциальную окраску, когда MC Авель (Батальон) бежит от убийцы, MC Каина (Сайбиль), и находит спасение в некоем музыкальном заведении, где учится рэпу (опять же, довольно странному: такт в пять четвертей, в лексическом запасе отсутствуют характерные рэперские термины, вроде «пистолеты», «уроды» и прочего «блинг-блинг»).
Впечатление, на первый взгляд, просто ужасное. Словно презираемый всеми отличник-«ботаник» ни с того ни с сего стал крутым.
В 1999 году, совместно с ди-джеем Полом Берковичем (
Paul Bercovitch), Батальон и Сайбиль создали компанию «Foque Dans La Tete» и отправились в турне «Job: The Hip-Hop Musical» по Канаде, вызвав одобрительное урчание критики. Не секрет, что иные пьесы не удостаиваются даже захудалой рецензии. «Сага» же стала центральной темой массы критических публикаций, что, впрочем, вполне заслуженно, ибо она до отказа насыщена юмором, источником ритмов являются не только композиции «Grandmaster Flash» и «The Roots», но и «Beatles» и даже Бетховена. Ну, и плюс, разумеется, отличная игра обоих актеров.
Хотя мюзикл и носит развлекательный характер, заложенное в его основе послание демонстрирует довольно глубокие намерения создателей, критикующих коммерческую подоплеку хип-хоп продукции. Достается и религии («Является ли Б-г хорошим, и возникают ли у Него проблемы раздражения по отношения к руководству?»). А знаменитое ницшеанское «Б-г умер» сопровождается поисками и открытиями МС Авеля, открывшего для себя, что студия звукозаписи соотносится с хип-хопом точно так же, как Б-г — с моралью.
«Job: The Hip-Hop Saga» представляет новую категорию музыкальной культуры, рассчитанную на поколение Эминема. Будучи знакомым с хип-хоп оперой «Ромео и Джульетта» (
Rome and Jules) Ренни Харриса (
Rennie Harris) и «ад-рэп-тацией» Нью-Йоркской школы искусств «Tisch» «Комедия ошибок» (
Comedy of Errors), можно смело смотреть и эту музыкальную сагу.
Во время премьеры в Торонто белокурая театральная интеллигенция соседствовала с подозрительными личностями с остроконечными прическами на голове и чернокожими парочками, разодетыми для концерта «Jay-Z». И было это не столько мультикультурным, сколько мультикраниальным явлением — мюзикл привлекает жаждущих авангарда, желающих провести ночь, не потягивая традиционно пиво в баре, но любопытствуя, отчего это подвальные хип-хоп вечеринки возымели вдруг успех на большой театральной сцене.