Фильм «Хит-парад Гитлера» едва ли можно назвать путешествием по воспоминаниям — сочетание романтических песен и зверств военного времени наверняка заставит иных поежиться и отвернуться. И все же этот тревожный коллаж, составленный из мюзиклов эпохи Третьего Рейха, нацистских кинохроник, кадров из рекламных роликов, любительских и мультипликационных фильмов преследует цель достаточно серьезную: расскать о том, как нацисты использовали уводящие от действительности развлечения для продвижения своей кровожадной идеологии и создания видимости нормальной жизни во времена гитлеровского кошмара.
После ограниченного показа в Германии американская премьера 75-минутной документальной киноленты режиссеров Оливера Аксера (
Oliver Axer) и Сюзан Бензе (
Susanne Benze) состоялась в среду на киноэкранах Нью-Йорка. Это вызывающее исследование техники обольстительной пропаганды частично объясняет загадку массовой поддержки немцами Гитлера. Подавая себя в качестве защитников немецких традиций и исторической преемственности, нацисты обещали народу законность, порядок и возрождение национального достоинства из хаоса экономической депрессии, сопутствовавшей приходу Гитлера к власти в 1933-м. Беспечному веселью было дозволено процветать, ибо оно лучше всего уводило немцев от жестокой реальности тоталитаризма.
Сентиментальные песни, в огромных количествах производимые германской поп-индустрией, до отказа нашпиговывались беспроигрышными кодовыми словами, вроде «судьба» и «родина», которые служили превосходными психологическими инструментами для управления массами. Аллюзии к дисциплине и подчинению отражались во внешне безобидных популярных мелодийках со столь же безобидными, на первый взгляд, названиями: «Не спрашивай как, не спрашивай где», «Не позволяй докучать себе» и «Все пройдет в этой жизни».
«Я знаю, однажды случится чудо — и тысячи сказок станут правдой», — напевает дива военного времени Зара Линдер (
Zarah Leander) в одном из эпизодов фильма, подразумевая
«чудесное оружие», которое, по слухам, имелось в арсенале фюрера.
«В поддержке режима развлечения оказались куда эффективнее банальной пропаганды, — пишет в рецензии на фильм на страницах немецкой газеты «Sueddeutsche Zeitung» критик Моше Циммерманн (
Moshe Zimmermann). —
Можно было насвистывать “Вечную весну”, наслаждаться забавными фильмами Хайнца Ройхманна (Heinz Ruehmann), подпевать популярной мелодии “Мир не рушится”… и мир казался невредимым, хотя вокруг падали бомбы,».
«Хит-Парад Гитлера», снабженный немецкими и английскими субтитрами, идет без звуковых комментариев, вместо них, предваряя отрывки об идеальном обществе Третьего Рейха, звучат расхожие фразы из нацистского оборота. Слова из двух десятков популярных песен сами по себе достаточно иронично комментируют зловещую политику германской промышленной экспансии накануне большой войны, массовые стандарты физической пригодности и повышения рождаемости, антисемитизм, тотальную подготовку к войне и всеобщее восхищение Гитлером. Фильм, по словам Аксера, наглядно демонстрирует,
«насколько опасной может быть манипуляция общественным сознанием».
Под слащавые баллады и сентиментальные песни о любви в фильме мелькают белокурые гимнастки, немецкие автомобили на новеньких автобанах, гудящие заводы; врач, убеждающий супругов завести детей; горячо любимый фюрер в своем альпийском убежище; он же — выступающий перед толпами на массовых демонстрациях; мальчишки из гитлерюгенда на военных учениях… Сцены приобретают все более милитаристский характер. В серии «Наши женщины» кадры любительской кинохроники показывают немецкую женщину и славянского мужчину, которых ведут через всю деревню, чтобы у всех на глазах наголо обрить им головы за незаконную связь, запрещенную нацистскими законами.
В сопровождении песни о любви «Звезда упала с небес» мы видим антисемитские карикатуры на евреев и кинохронику, запечатлевшую гетто с людьми со звездами Давида на одежде; под рекламный слоган «Миллионы ездят немецкой железной дорогой» вагоны для перевозки скота заполняются людьми, конечным пунктом путешествия которых является Освенцим; а под «Когда свет засияет снова» немцы устремляются в бомбоубежища, спасаясь от налета авиации союзников.
«Проснись, Германия!» — этот девиз нацистских коричневорубашечников, служит заголовком к той части фильма, где показаны моменты освобождения лагерей смерти и истощенные тела выживших; голова в банке, ожидающая нацистских «исследователей» в белых халатах… А в одном из заключительных кадров сквозь слезы улыбается своим спасителям малыш со значком отличия американской армии на рубашке.