Все они были связаны с различными явлениями израильской жизни и затрагивали различные временные и пространственные пласты. О фильме, открывшем фестиваль, —
«Поздняя женитьба».
«Перекресток вулкан» Эрана Риклиса — это картина, наполненная особой энергетикой и атмосферой 70-х годов. Фильм демонстрирует период кануна судного дня, что создает особый накал. По своей общей структуре «Перекресток вулкан» ассоциируется с известным российским фильмом «Завтра была война», ибо также посвящен жизни молодых героев перед самой войной. Жизнь юношей, мечтающих, чтобы их рок-группа приобрела известность, проходит как прелюдия к дальнейшим событиям, предстающим в лаконичном сообщении о начале войны, звучащем по радио. В фильме звучит много рок-музыки: и песни известных рок — кумиров тех лет, и своеобразный ивритский рок, исполняемый участниками группы. Мелодия группы Animals «We Gotta Get Out Of This Place» звучит в эпизодах своеобразным гимном.
Эпоха, изображенная в картине, — это время, когда ради того, чтобы добыть новую пластинку «Пинк Флойд», герои лезут на склад и избивают сторожа, а феминизированная героиня фильма Далия, либерально настроенная журналистка, строчащая на печатной машинке свои статьи, с презрением смотрит на то, как ее мать гладит белье, видя в этом унижение. Одной из центральных линий фильма является конфликт Майкла с самим собой и с членами группы. Ему предстоит разрешить вопрос, «продаться» ли преуспевающему режиссеру и выступить в модном мюзикле или остаться в неопределенной безвестности с другими членами группы, также постоянно решающими для себя проблему выбора между стабильной профессией и голодным существованием рок-музыканта. Эта неформальная атмосфера сполна выражена в фильме.
Еще один значительный конфликт — между Майклом и Ави, восходящей звездой футбола. Он разгорается из-за Далии, девушки Ави.
Герои олицетворяют собой целое молодое поколение израильтян-«неформалов». Основной темой фильма можно назвать проблему выбора — между дружбой и любовью, между тем, что нужно и тем, что хочется, между мечтой и заработком.
Фильм представляет собой нежно-ностальгическое путешествие в прошлое.
Картина одного из самых известных израильских режиссеров Амоса Гитая «Киппур» посвящена тем же событиям, что и «Перекресток вулкан» — Войне судного дня. Однако в основе его — не преддверие войны, но самый ее разгар. Канву фильма создают сцены изысканной любви одного из главных героев фильма и его девушки. Возлюбленные окунаются в многоцветье красок, смешивающихся в единое целое.
После начала войны Вайнрауб и его друг присоединяются к спасательному отряду воздушных сил. Их вертолет постоянно вылетает в зону боевых действий. Однако 11 октября вертолет попадает под обстрел. Все члены экипажа тяжело ранены, что становится для них концом войны. Батальные сцены перемежаются израильскими пейзажами, серыми и безрадостными, развалинами домов и арабских мечетей. Война в фильме Гитая — не осмысленное философское явление с причинами и следствиями. Режиссер затрагивает только бытовую и суровую ее сторону. Война как она есть — так можно охарактеризовать суть этой ленты. Впрочем, психологическое состояние участников также находит свое воплощение в фильме — это страх, усталость, неверие, разочарование…
В целом, фильм показывает войну как некую рутину и монотонность. Ее вещественным олицетворением предстает жидкая глина. «Цирк Палестина» Эяля Халфона — невероятная, чуть абсурдная история о приезде русского цирка на Западный берег во время войны. Фильм отчасти ассоциируется с работами Феллини. Во время представления сбегает лев — это одна из центральных коллизий произведения. Акробаты, жонглеры, клоуны в ярких одеждах создают атмосферу маскарада и неожиданного праздника жизни. По контрасту, действие фильма происходит на фоне арабо-израильского конфликта: солдаты ведут войну с населением и срывают палестинские флаги. Искусство и жизнь сливаются в картине, создавая атмосферу праздничного абсурда и карнавала.
Картина одного из самых известных израильских режиссеров Амоса Гитая «Киппур» посвящена тем же событиям, что и «Перекресток вулкан» — Войне судного дня. |
«Томимый любовью из третьего квартала» Шаби Габинзона посвящен Виктору и его престарелой матери. Эта парочка выписана в несколько комичном духе. Из своей квартиры в небольшом городке они крутят для жителей своего района фильмы категории «Б». Главный герой, Виктор, необычный человек, типичный «шлимазл», болтающий во всем квартале о своих буйных сексуальных романах и покинутых им женщинах.
Центральный момент фильма — любовь Виктора к красавице Микаэле, женщине из другого мира. Перипетии картины напоминают сцены из итальянского кинематографа. В итоге Виктор попадает в психиатрическую больницу, и Микаэла навещает его. При этом одна из пациенток, Левана, соблазняет его в душевой, в результате чего приобретается особого рода гармония. Виктор — характерный образ, типичный сумасшедший из израильской глубинки.
Фильм «Афула — экспресс» отражает сходную тенденцию и одну характерных черт современного израильского кино — повествование о «странных людях». Фильм представляет собой лирическую комедию о влюбленных — людях из провинции, маленького городка Афулы, приехавших искать свое счастье в Тель-Авиве. Однако «Тель-Авив слезам не верит» — эта истина очень скоро открывается перед героями. Давид пытается добиться своей цели стать фокусником, его же подруга Батия выбирает более земную профессию — кассира. Это становится причиной раздоров между влюбленными. В результате все заканчивается печально: Батия собирает свои вещи и уезжает из столицы. Давид же, согласно принципу «дуракам везет», неожиданно добивается успеха в мире фокусников.
Несмотря на то, что израильское кино существует недолго, в нем уже определились некие тенденции, определяющие и выделяющие его как явление. Зрители, посетившие фестиваль, смогли в этом убедиться.