Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.11.2008
В последние годы все большее число евреев по всему миру становятся энтузиастами возрождения языка идиш, все чаще родители учат своих детей языку, считавшемуся мертвым.
До Холокоста, сталинских гонений на еврейскую культуру и массовой ассимиляции идиш — неповторимая смесь немецкого, иврита, славянских и других языков — был основным средством общения для 11 миллионов человек.
Сегодня общую численность говорящих на идише можно оценить в 500 тысяч человек. Схожие данные приводятся в некоторых других источниках: 550—600 тыс. В то же время существуют гораздо более высокие оценки: от 2 до 3,5 миллионов, однако не поясняется, на основе какой методологии они делаются.
Хотя среди большинства евреев идиш уступил место языкам окружающего населения и ивриту в Израиле, глубоко религиозные евреи (особенно хасиды) между собой общаются преимущественно на идиш, ибо, по их понятиям, иврит — это язык священный, и не следует говорить о светских вещах на святом языке.
Минувшим летом в город Копаки, штат Нью-Йорк, со всего мира съехались 150 человек, уверенных в необходимости возрождения языка идиш. Они провели неделю культуры идиш, во время которой пели песни, ходили в походы, рассуждали на тему сохранения языка как национального достояния.
«Идиш возник около тысячи лет назад, когда евреи осели в Германии, — рассказывает Пол Глассер, декан нью-йоркского института ИВО, занимающегося изучением еврейской культуры. — За это время многое из лексики идиша закрепилось в других языках и активно используются».
Несмотря на то, что сегодня иврит является государственным языком Израиля и основным средством общения для всех израильтян, в том числе и для выходцев из Центральной и Восточной Европы, многие считают дело сохранения языка предков обязательным для каждого «хорошего еврея».
По мнению профессора Университета штата Техас Дженнифер Валк, еврейская культура отражена как в идише, так и в иврите.
Защитники идиша допускают, что не смогут воскресить его. По мнению профессора Института изучения иудаизма Джошуа Фишмана, все, что мы должны сделать — это сохранить идиш, спасти его от вымирания.
«Я не хочу сказать, что дни языка идиш сочтены, — поясняет Фишман. — Такие предсказания, как правило, скорее преждевременны, чем верны. Все может быть».
Роберт Берг