Преследуемый тенью прошедшей Хануки, Дэви Стоун, бывшая баскетбольная звезда еврейского общинного центра, может-таки составить конкуренцию предыдущим гротескным персонажам Сэндлера. Он напился до чертиков в местном китайском ресторане, терроризировал ядерной отрыжкой своих шефов так, что у них полопались стекла в очках, сломал снежного Санта Клауса и менору. После, не без помощи озорного рефери Уити (его тоже озвучивает Сэндлер), происходит ханукальное чудо: в душе Стоуна вновь разжигается вера.
Кто-то скажет, что “Восемь безумных ночей” — уже сам по себе праздничное чудо. Возможно, это первый студийный мультфильм на тему Хануки, где Фестиваль свечей представлен как резонирующая часть американской фабрики по производству культур. Сэндлер предложил для фильма то, что он хотел: его хит “Ханукальная песня” уже находился в горячих ротациях на радио.
Сэндлер, чьи прошлые шесть фильмов собрали в Северной Америке более половины миллиарда долларов, может быть, один из тех немногих евреев, которые используют киностудию для того, чтобы привлечь внимание к теме Хануки. “Как и Барбра Стрейзанд со своей “Yentl”, и Стивен Спилберг со “Списком Шиндлера”, Сэндлер использует свой статус для того, чтобы производить материал еврейской тематики”, — полагает Шарон Пакер Риво, исполнительный директор Национального центра еврейского кино при университете Брэндис.
“Восемь безумных ночей” — еще одно сэндлерское “варево” по рецепту: знакомство с иудаизмом, приправленное поп-культурой, поэтому здесь наряду с галахически корректным зажжением меноры представлены шутки о “качках” и кормоциклах (и не спрашивайте, что это значит). Хотя многие зрители будут пребывать в недоумении от непосредственного соприкосновения с грубоватым, черным юмором и идишизмом, сотрудники Сэндлера полагают, что это придает мультфильму определенное значение. “Это суть, и это фильм Адама Сэндлера”, — говорит Аллен Коверт, продюсер фильма, написавший сценарий вместе с Сэндлером, Бруксом Артуром и Брэдом Исааком.
“Адам хотел довести эту суть до зрителя вместе с Columbia Pictures, — говорит Артур, музыкальный продюсер. — Поэтому фильм получился немного озорным. Но, в конце-то концов, здесь показана менора на обозрение всего мира, первая менора на голубом экране. Ханука является частью костяка нашего фильма, а не простой забывающейся ссылкой. Это хороший способ представить праздник людям, которые ничего не знают о евреях”.
Создатели фильма отнюдь не случайно связаны с иудаизмом. 38-летний Коверт, сын еврея, учится в Stephen S. Wise Temple и 2003 году пройдет бар-мицву. Артур, которому уже за 50, служит младшим кантором в своей бруклинской общине и сейчас является представителем всемирной организации Хабад в Беверли-Хиллз. В 1998 году в интервью одной из газет 36-летний Сэндлер сказал, что в молодости он состоял в баскетбольной команде при еврейской общине в Манчестере, которая стала праобразом вымышленной команды “Новая Англия” в фильме “Восемь безумных ночей”. Он был одним из двух евреев в классе, как он и поет в “Ханукальной песне”, и временами чувствовал себя “единственным ребенком в городе, у которого дома не стояла елка” (“Восемь безумных ночей” представляет новую версию песни). Поведение Сэндлера и выступление в роли клоуна в кругу своих одноклассников стало хорошим способом сдружиться с ними, а также плацдармом его будущей профессии.
Сэндлер, чьи прошлые шесть фильмов собрали в Северной Америке более половины миллиарда долларов, может быть, один из тех немногих евреев, которые используют киностудию для того, чтобы привлечь внимание к теме Хануки. |
И не случайно Сэндлер сделал свою карьеру, играя заставляющих себя полюбить лузеров, таких, как плохо воспитанный богатый ребенок в “Билли Мэдисон” (1995 г.). Адам считает, что корни его влечения к героям-неудачникам следует искать в раннем детстве, его еврейской семье и маленьком американском городке, в котором он вырос и атмосфера которого показана в мультфильме. Процесс работы над проектом начался, когда президент Columbia Pictures Эми Паскаль услышал отрывок "Whitey and Davey" из комедийного альбома Сэндлера 1996 года и согласился с тем, что скетч должен быть анимирован. В телевизионном интервью Сэндлер, выглядящий слегка неряшливо в потрепанных джинсах, сказал, что надеется перевоплотиться в мультяшного героя. Но на самом деле его цель была немного другой: “Во время нашей первой встречи он сказал “Давай сделаем фильм о Хануке”, — рассказывает Артур.
После постановок фильмов о праздниках, таких как “Эта удивительная жизнь”, сценаристы открыли магазин в автоприцепе возле места съемок фильма Сэндлера “Маленький Ники” (2000 год), где он играл сына дьявола. Коверт, получивший 40 фунтов за роль соседа Ники по комнате, рассказывает, как Сэндлер стремительно выскакивал из так называемого декорационного ада между дублями: “На нем был черный всклокоченный парик и та проклятая накидка, и мы сидели и смеялись”, — говорит Коверт, познакомившийся с Сэндлером еще во время учебы в актерской школе в классе комедии.
Артур, озвучивающий в мультфильме бородатого раввина, был еврейским консультантом создателей мультика, он учил аниматоров, как правильно зажигать менору, и приносил книги для сценаристов. В конечном счете, они решили подчеркнуть тему ханукального чуда, а не описывать исторические и религиозные аспекты праздника. “Мы предпочли не рассказывать историю борьбы греков против маккавеев, — говорит Артур. — Я знаю, что Адам хотел пойти именно тем путем, но мы почувствовали позицию Columbia, которая бы все равно не захотела превращать фильм в класс по изучению Библии”.
Некоторые еврейские моменты мультфильма сделаны специально для того, чтобы посмеяться, например, сцена, в которой американские аристократы отплясывают “казачок”. Но как бы то ни было, создатели фильма относятся со всей серьезностью к иудаизму. Коверт говорит, что, книги о Хануке вдохновили его пройти обряд бар-мицва в следующем году. “В конце-то концов, “Восемь безумных ночей” мультфильм о еврейском парне, который нашел свою веру, — говорит Коверт, — Это также мультфильм, который помог мне обрести мою веру”.