Французской актрисе Одри Тату только 24, но она уже снялась в восьми фильмах, четыре из которых получили признание в Соединенных Штатах, а это — почти недостижимая мечта для иностранной актрисы.
В фильме “Салон красоты “Венера” маленькая роль Тоту затмила роль неотразимой Натали Байе, затем Одри удачно вписалась в актерский ансамбль фильма “Распутник” и, наконец, сыграла главную роль в экстравагантном, ошеломительном, из ряда вон выходящем фильме “Амели”. Она стала настоящей звездой. Мальчишеская стрижка и озорные глаза покорили экраны всего мира.
В новой комедии “Б-г велик, я столь ничтожна” (реж. Паскаль Бейли) Тоту меняет роли, как перчатки. Фильм рассказывает о трех годах из жизни Михеле, 20-летней парижской модели. Михеле считает себя топ-моделью, хотя она слишком маленького роста, и отчаянно пытается найти себя в этом мире.
В начале картины Михеле только что рассталась со своим другом, потому что он не захотел ребенка. Досадно. Нет ничего веселого в том, что надо делать аборт (мы все знаем, как трагично могут поставить режиссеры эту проблему). Но Михеле всего лишь 20, она энергична и любознательна, а мир все еще широко раскрыт перед ней. Все, что ей нужно, – найти правильного барабанщика, под бой барабанных палочек которого она могла бы смело маршировать.
Жизнь с больной матерью и отчимом, наверное, любого может привести к перемене веры. Может, в 20 лет не так уж и важно, какому Б-гу ты молишься, так же как и какую религию исповедует человек, с которым ты встречаешься. Но когда Михеле узнает, что ухаживающий за ней симпатичный ветеринар – еврей, у нее снова все переворачивается в сознании. Ходить к раввинам, повесить мезузу, сжечь остатки квасного перед Седером — это так здорово! Но рвение принять иудаизм сгорает так же ярко, как и менора: нельзя найти себя, катаясь на такси в Шаббат.
Неизвестно, как во Франции, но в Америке эта тема избита, и надо отдать должное режиссеру и сценаристу Паскалю Бейли в том, что он по-новому посмотрел на сюжет, который уже всем наскучил. Ее еврейский доктор (пока еще ветеринар) смущен и уже близок к тому, чтобы отвернуться. Франк – “нормальный” нерелигиозный еврейский иммигрант, с некоторым количеством “заскоков”, столь свойственных героям ранних фильмов Вуди Аллена. По сути, вся концепция этого фильма выполнена в стиле раннего Вуди Аллена, но с решительными изменениями: мы это можем наблюдать по точке зрения Михеле и ее абсолютной неотразимости. Пытается ли она подвесить мезузу вверх тормашками или прикурить сигарету от меноры, нас не перестают раздражать нескончаемые, невротичные выходки Франка. Они показаны не так уж забавно, как в фильмах Вуди.
Что на самом деле и забавно, и трогательно, так это серьезность Михеле и страстность ее увлечения, когда она пытается побороть себя, заучивая античные слова и ритуалы. Мотивирует ли она это любовью к Франку или желанием присоединиться к старейшей монотеистической религии мира? Прямого ответа фильм не дает, надо просто посмотреть на Михеле. Глаза Тоту светятся улыбкой и тут же наполняются слезами. Ее глаза — настоящее свидетельство того, что Б-г – это любовь, а любовь – это Б-г, и разделение этих понятий совершенно бессмысленно. Это то, в чем сильны французы. Американцы, которые всегда для корректировки опираются на социально-политическую точку зрения, никогда не достигнут такого мастерства. Но и в этом фильме присутствует изобилие социальных, политических и психологических мотивов: родители Франка потеряли во время Холокоста многих родственников, и “заскоки” Франка — своеобразные пережитки беспощадного наследия Холокоста.
Недавняя вспышка антисемитизма во Франции делает фильм немного странным: очевидно, для Франции приемлем только определенный тип еврея – культурного интеллектуала, что засвидетельствовано историей (вспомните вундеркинда, школьного товарища главного героя из фильма Луи Малля “До свиданья, дети”). Возможно, антисемитизм сейчас не так силен на Левом берегу. А что же говорить о тех бедных, не блистающих совершенным интеллектом евреях, которые работают водителями автобусов и смотрят мыльные оперы? Это уже другая история. И это, по правде говоря, уже другое кино, с Мэтью Кассовицем, возможно.
Но возвратимся к картине “Б-г велик, я столь ничтожна”. Задумавшись над смыслом титров, которые говорят “продолжение следует”, какой вывод можно сделать? Возможно, героиня готова молиться любому Б-гу, который ее услышит? Этого не должно произойти. Можно только догадываться о следующем шаге Михеле.
Тоту. Как далеко приведет ее улыбка? Конечно же, она может осветить любой фильм, как и этот, но только время может все рассказать. Тем не менее, Одри — главная причина того, чтобы посмотреть и получить удовольствие от фильма “Б-г велик, я столь ничтожна”.