Сюжет каждого романа популярного американского писателя Дэниэла Сильвы связан с актуальными событиями, имевшими место в реальности. Действие его новой книги происходит в Израиле. До 1997 года Сильва был репортером CNN и получил признание в качестве одного из наиболее популярных тележурналистов США. В качестве иностранного корреспондента Сильва провёл много лет на Ближнем Востоке и в странах Персидского Залива. После того как его триллер The Unlikely Spy (в русском переводе «Под конвоем лжи») стал во второй половине 90-х мировым бестселлером, Сильва оставил журналистику и занимается исключительно литературным творчеством.
Одним из любимых героев Сильвы, кочующим из одной его книги в другую, является агент «Моссада», а по совместительству первоклассный реставратор произведений искусства Габриэль Аллон. В новом романе Сильвы действие разворачивается на родине Аллона — в Израиле.
Читатели Сильвы отмечают, что его книги не только увлекательны, но и обладают даром предвидения: несколько сюжетных коллизий из области глобальной безопасности, межгосударственных отношений и деятельности спецслужб, описанные в романах Сильвы, впоследствии произошли в реальности. Взять, для примера, его предыдущий роман «Портрет шпиона», вышедший в самом начале 2011-го. Автор предсказал в нем события «арабской весны». Героем книги также является Габриэль Аллон. Согласно сюжету, Аллон попадает в плен к террористу международного масштаба Рашиду Аль-Хусейни.
— Арабский мир меняется, — заявляет Габриэль Аль-Хусейну, — ваше время прошло.
— Полно, Аллон, — с ухмылкой отвечает Аль-Хусейн, — человек с вашим интеллектом не может всерьез заявлять подобный бред, будто весь огромный арабский мир внезапно «пробудится» и дружно двинется по направлению к западной демократии. Всякие там студенты и вольнодумцы захотят, возможно, устроить бунт. Но мы, исламисты, не позволим им это сделать.
Не правда ли, это напоминает недавние событие в Египте, в частности, последние выборы?
Аналогично, минувшим летом, когда Сильва выпустил роман «Дело Рембрандта», описывающий борьбу мирового сообщества против иранской ядерной программы, появились первые утечки, засвидетельствовавшие появление компьютерного вируса Stuxnet, затормозившего реализацию атомного проекта Тегерана.
Именно из-за этой способности Сильвы к предсказаниям, его новый роман, описывающий катаклизмы на Святой Земле, не может не вызывать интереса.
«В ближайшем будущем, — отметил писатель в интервью изданию
Tablet, —
в арабском мире еще больше распространятся популистские настроения. Еще большее влияние приобретет радикальный исламизм. Я не могу представить себе, что через какое-то время вся эта сила, которая охватит весь регион, не обратится против Израиля. Регион станет более исламистским, а его конфликт с еврейским государством приобретет еще более отчетливо религиозный характер». Если все так и произойдет, как предсказывает Сильва, то значение Иерусалима, «пупа Земли», где зародились три авраамические религии, возрастет еще больше.
Иерусалим является необычным местом действия для самого Сильвы и для Габриэля Аллона — героя большинства его книг. В первом романе из цикла об Аллоне, действие которого происходит в далеком 1972-м, Габриэль — юный студент иерусалимской академии изобразительных искусств «Бецалель». Его вербует «Моссад» и отправляет в Европу — для участия в операции по ликвидации палестинцев, принимавших участие в теракте на Мюнхенской олимпиаде.
После успешного завершения операции Габриэль остается в Европе, где работает художником-реставратором, время от времени выполняя задания израильских спецслужб. В серии об Аллоне вышло уже 12 книг. «Падший ангел» — первая, действие в которой происходит в Израиле. Непредвиденные события, в которых пересекаются археология, политика, религия и шпионаж, привели Габриэля назад в Иерусалим.
«В мире ведется мощная кампания по делегетимизации Израиля на международной арене, — отмечает Сильва. —
В ее рамках палестинцы с помощью археологии пытаются доказать, что Иерусалимского Храма никогда не существовало. Такая позиция вообще распространена в арабском мире. Если, говорят они, не было Холокоста, а в древности не был иудейского царства, не было Храма, то на каких основаниях здесь сейчас существует еврейское государство? Что же касается мирного процесса, то я, например, готов отдать палестинцам все территории за зеленой чертой — если это будет гарантировать израильтянам спокойную жизнь на оставшейся территории. Вся проблема заключается, правда, в том, что в эффективности подобного шага я совершенно не уверен».