Top.Mail.Ru

Жемчужина хасидской архитектуры

05.09.2012

В минувшее воскресенье в польском городе Домброва-Тарновска открылась после реставрации старинная синагога, ставшая теперь культурным центром. Однако даже в новой ипостаси синагога не избежала нападок антисемитов: «У евреев есть синагога, а у нас нет денег», — гласят биллборды, развешанные вдоль дорог этого небольшого городка, расположенного на самом юге Польши, недалеко от Кракова. Плакаты были изготовлены по инициативе и на средства депутатов муниципалитета, принадлежащих к партии «Право и справедливость» в знак протеста против открытия Дома культуры в синагоге. Представитель партии заявил также, что не все, принимавшие участие в реставрации, получили обещанное вознаграждение за работу.

Торжественное открытие культурного центра сопровождалось совместной молитвой, которую провели католический епископ и главный раввин Кракова. Обращаясь к недовольным реставрацией синагоги и открытием в ней культурного центра, мэр города сказал: «Нашей обязанностью является сохранение нашей истории и общего наследия. Я хочу напомнить присутствующим слова папы Иоанна Павла II, назвавшего всех нас, христиан и евреев, детьми Авраама».

Как отмечает Gazeta Wyborcza, новый культурный центр уже привлекает гостей из Израиля, США и Австралии.

Город Домброва-Тарновска был основан в середине XVII века. Первая деревянная синагога появилась здесь в 1697 году, а в 1865 году на том же месте был построен ныне существующий молитвенный дом, получивший неофициальное наименование «жемчужины хасидской архитектуры».

Несмотря на массовую эмиграцию, к 1900 году в городе проживало 2 418 евреев, что составляло 80 процентов всего его населения. Работали школа барона Гирша со 150 учащихся и иешива, в которой обучались 60 студентов. Город стал центром сионистского движения.

Во время советско-польской войны 1920 годы Гершель Вильнер, солдат польской армии родом из Домбровы-Тарновски, спас жизнь генералу Юзефу Пилсудскому, в будущем ставшему премьер-министром Польши. Вплоть до своей кончины в 1935 году Пилсудский сдерживал антисемитские настроения в стране. Евреи были членами городского совета Домбровы, мэром города также был еврей. В 30-х годах городская синагога, пострадавшая во время Первой мировой войны, была отреставрирована.

Сразу после установления нацистской оккупации в сентябре 1939 года фашисты заняли синагогу, приспособив ее под склады и конюшни. На городской площади были расстреляны представители местной интеллигенции. В районе кладбища на городской окраине было образованно гетто, куда переселили всех местных евреев. Как и в других оккупированных городах Польши, был образован юденрат — административный орган, выступавший посредником между еврейским населением и оккупационными властями.

Многие евреи были убиты в ходе массовых расстрелов при ликвидации гетто в 1942 году, не избежали этой участи и члены юденрата. Остальные были отправлены в концентрационный лагерь Белжец, где большинство из них и погибло. Около 200 жителей Домбровы-Тарновски пережили Холокост, в том числе 39 — благодаря местным жителям, которые, рискуя жизнью, прятали их от нацистов. Около 200 человек было убито поляками или выдано ими немцам. Все, кто пережил войну, покинули Польшу, уехав в Израиль или США.

Сэмуэл Рот, один из жителей города, переживших Холокост, вернулся в Домброву и в доме, принадлежавшем когда-то его семье, создал штибл — еврейский молитвенный дом, ставший последним в своем роде в Западной Галиции. После смерти Рота штибл стал музеем, и сегодня в нем можно познакомиться с удивительным собранием духовных книг и артефактов XVIII-XIX веков.

Поскольку после войны в городе евреев не осталось, муниципальные власти решили открыть в нем культурный центр, однако эти планы реализованы не были. Лишь благодаря финансовой помощи Европейского союза, выделившего три миллиона долларов, и при содействии Министерства культуры Польши и еврейской общины Кракова реставрация, длившаяся два года, была завершена в августе 2012 года.

Впервые за 70 лет в синагоге собрался миньян.


Надежда Гутина

{* *}