Top.Mail.Ru

Один за всех

26.03.2003

Выживший в Холокосте Владислав Шпильман, пианист, известный в кругах представителей мировой классической музыки, стал еще более знаменит благодаря фильму “Пианист”, то же самое можно сказать и об актере, который сыграл его образ в фильме Романа Полански. Эдриан Броуди ("Тонкая красная линия", "Царь горы", "Высоты свободы", “Лето Сэма”) показал неповторимое актерское мастерство, сыграв еврейского музыканта, который выжил благодаря силе воли, удаче и доброжелательности других. Практически в каждой сцене фильма Броуди передает, зачастую без слов, физическую и духовную опустошенность, которую испытывал Шпильман. А Полански, сам переживший Холокост, сделал непостижимое реальным и личностным.

Броуди никогда не слышал о Шпильмане, пока не подписал контракт на участие в фильме “Пианист”, сценарий к которому был написан по книге воспоминаний музыканта Рональдом Харвудом. Он полностью вжился в образ пианиста, и перед съемками тщательно осваивал инструкции по игре на музыкальном инструменте, делал все возможное для физического перевоплощения. “Мне дали 6 недель на то, чтобы сбросить вес, отрастить бороду, работать над диалогом и диалектом, научиться игре на пианино”, — говорит Броуди, у которого имеется музыкальное образование и опыт написания электронной музыки на компьютере. Но, как бы то ни было, он все еще нуждался в освоении трудных произведений Шопена, которые он играет в фильме.

Тренируя память, он по 4 часа в день готовился к съемкам нескольких сцен, но ему приходилось удваивать время, когда предстояла трудная игра. В то же самое время Броуди пришлось поститься, чтобы изобразить умирающего от голода Шпильмана в начальных кадрах фильма, съемки которых происходили в Польше и Германии. “Было очень трудно, но если взглянуть в прошлое, это позволило мне узнать, из чего был сделан этот человек, и что он из себя представлял, — говорит Броуди. – Надо было себя плохо чувствовать, чтобы выглядеть хорошо”.

Чувство голода и изнурительные часы ожиданий и съемок перемежались одиночеством для Броуди, который в составе актеров был единственным американцем, единственным человеком, говорившим на экране на английском и временами единственным актером. “Шесть дней в неделю, я находился в комнате вместе с Полански и польским актерским составом. Между съемками мне приходилось оставаться одному, чтобы сфокусироваться. Я жил в образе Шпильмана днями и ночами, а когда возвращался домой, мне снились кошмары, с утра я вскакивал и снова начинал работать”, — рассказывает он.

Тем не менее, Броуди стоило прожить этот кусок жизни для того, чтобы получить роль и ухватиться за счастливую возможность работать с Романом Полански. “Он один из немногих людей, которых бы я смог отнести к блестящим режиссерам, — отмечает Броуди. – Он является режиссером, наиболее связанным с жизнью. Полански обращает внимание на мельчайшие детали и так ясно излагает свое видение, что это на самом деле вдохновляет. Он сам пережил все это, поэтому никто другой не смог бы мне объяснить ситуацию лучше. Фильм стал для нас обоих личным и сокровенным”.

Броуди вступил в мир актерства в 12 лет, когда его мама предположила, что это предоставит ему возможность дать выход бурлящему воображению и развить дисциплину. Поэтому он стал учиться в американской академии драматического искусства. “Я поймал его, и больше никогда не отпускал”, — говорит Броуди о своем шансе научиться актерскому мастерству, которое привело его к тому, что он сам называет “умеренным успехом в независимых фильмах”, в двух из которых ему предстоит сняться. Он будет играть чревовещателя в комедии “Дамми” и вора в трагическом фильме “Полюби трудный путь”, так же ему предстоит стать гангстером в фантастическом блокбастере “Поющий детектив”.

“Я всегда выбираю материал”, — говорит Броуди, который предпочитает посредственным ролям многобюжетных фильмов, предлагающих больше денег и славу, большие роли в независимом кино. Но ему понравилось, как бы то ни было, работать с такими режиссерами, как братья Коэны и братья Хьюз, создавать киносценарии и “играть настоящую ведущую роль романтика”. “К счастью у меня не было возможности браться за более вдохновляющие роли в больших фильмах, которые я не мог выбрать до недавних пор, потому что я не был достаточно ходовым и известным актером, — признается Броуди. — К счастью, все поменялось”.

И в этом нет сомнений. “Пианист” получил престижную премию “Пальмовая ветвь” на Каннском кинофестивале, “Золотой глобус” и “Оскар”. “Это очень волнующе и замечательно, — говорит Броуди о моменте признания. – Каждый актер, кто это отрицает, просто-напросто лжет. Но в то же самое время, это произошло не по моей мотивации. Я уже получил для себя многое, снимаясь в “Пианисте”. И фильм сам по себе уже является для меня наградой”.

Марина Костылева

{* *}