Top.Mail.Ru

Голоса из прошлого

11.04.2013

Год назад израильский скрипичный мастер Амнон Вайнштейн получил посылку из США. В пакете лежала старая скрипка, на первый взгляд, одна из тех, что часто приносят в его мастерскую. Когда же Вайнштейн рассмотрел скрипку повнимательнее, его удивлению не было предела.

Вайнштейн, 73-летний уроженец Тель-Авива, принадлежит ко второму поколению династии скрипичных мастеров, он специализируется на реставрации инструментов, так или иначе связанных с историей Второй мировой войны и Холокоста. К ним относится и скрипка, присланная в прошлом году из Вашингтона.

Когда Вайнштейн приступил к реставрации скрипки, внутри он обнаружил нарисованную от руки свастику и надпись: «Хайль Гитлер!» Была указана и дата — 1936-й — год Берлинской олимпиады.

Инструмент прислал Вайнштейну американский скрипичный мастер. Представлялось, что Вайнштейн, занимающийся реставрацией скрипок первой половины прошлого века, подходит для этого как нельзя лучше.

Загадочный инструмент занял почетное место в коллекции Вайнштейна, насчитывающей 45 скрипок, изготовленных в эпоху Холокоста, которую он собирает на протяжении уже 20 лет. Никогда внутри инструментов он не видел надписей, подобной этой. Графолог, исследовавший надпись, пришел к выводу, что ее сделал чрезвычайно агрессивный человек.

Израильскому мастеру не удалось восстановить историю скрипки, однако, благодаря накопленному опыту, у него есть свои соображения на этот счет. По версии Вайнштейна, некий немецкий скрипач (скорее всего еврей) в 1936 году принес инструмент мастеру на реставрацию. Пока скрипка находилась на ремонте, кто-то и сделал надпись «Хайль Гитлер!» и нарисовал свастику. «Судя по всему, — говорит Вайнштейн, — это дело рук ученика или подмастерья, который нанес надпись и рисунок, когда хозяин отсутствовал».

С одной стороны, говорит мастер, скрипка со свастикой представляет собой наглядное подтверждение антисемитского безумия, охватившего немецкий народ в нацистскую эпоху. С другой же — не следует забывать, какой популярностью пользовалась в Германии симфоническая, в частности скрипичная музыка. «Немцы, при всем том варварстве, что творилось при Гитлере, оставались культурным народом, ценившим классическое музыкальное искусство», — говорит Вайнштейн.

На текущей неделе Амнон Вайнштейн отправился в Монте-Карло, где открывается музыкальный фестиваль «Скрипки надежды», сообщает Haaretz. Мероприятие проводится при поддержке князя Монако Альберта II. Большинство скрипок, на которых будут играть участники фестиваля, принадлежали жертвам Холокоста. Более 20 лет их собирал и тщательным образом восстанавливал Амнон Вайнштейн. Теперь, после семидесяти лет молчания, они вновь оживут в руках талантливых музыкантов Филармонического оркестра Монте-Карло.

«Наша акция символизирует богатейшую культуру еврейского народа. Само ее название говорит о том, что любовь евреев к музыке сильнее любого, даже злодейского режима, — убежден мастер. — Для меня скрипка символизирует голоса из прошлого, память о шести миллионах людей, голоса которых мы больше никогда не услышим. Памятник для тех, кто 70 лет назад замолчал, причем не по своей воле».

Один из инструментов, который прозвучит на концерте в Монако, получил название «скрипка из Дранси». На нем играл французский еврей в транзитном лагере под Парижем, откуда он был депортирован в Освенцим.

Имя владельца скрипки неизвестно. Есть информация лишь о том, что, когда его везли в Освенцим, он выкинул инструмент из окна, выкрикнув при этом: «Там, куда меня везут, у скрипки все равно нет шансов». На концерте в Монте-Карло на скрипке из Дранси будет играть знаменитый турецкий музыкант Чихат Аскин. Концерты в рамках акции «Скрипки надежды» уже состоялись в Стамбуле, Измире, Анкаре, Париже, Лондоне, Мадриде и в городе Шарлотт, Южная Каролина, США.


Роберт Берг

{* *}