Прошло несколько лет с тех пор, как дети верующих евреев смогли в первый раз увидеть настоящий голливудский фильм в летнем лагере или местном общинном центре. Многие члены общины харедим помнят, как их воспитывали без телевидения, мальчикам разрешалось смотреть фильмы про войну, такие, как “Орлиное гнездо” или “Оружие Наварона”, а девочкам старую экранизацию свадьбы королевы Елизаветы.
Любые сцены, которые считались раскованными, строго отслеживались цензором, чья рука оперативно прикрывала проектор, что зачастую вызывало неудовольствие юных зрителей. Однако, приблизительно три года назад некоторые находчивые религиозные предприниматели стали выпускать фильмы для религиозной публики. Они воспользовались тем, что в домах многих религиозных евреев есть компьютеры. Благодаря этому удалось обойти запрет, наложенный на телевизор, и избежать религиозных предубеждений (В большинстве религиозных общин существует негативное отношение к просмотру светских телеканалов — сексуальные фрагменты и сцены насилия негативно сказываются на взрозлых и пагубно влияют на воспитание детей).
Они стали формировать аудиторию для религиозного синематографа. Прежде, чем занять свою нишу, были предприняты несколько неудачных шагов, одним из них был запись полнометражных фильмов с видеокассет на CD-диски. Эти фильмы сдавались в два видеопроката на территории, где проживает наибольшее количество религиозных людей – на площади Шаббат в Иерусалиме и около главного входа в Бней-Брак.
Предприниматели, ожидая негативной реакции, выдавали фильмы “из-под прилавка”. Конспирация не помогла и, как ожидалось, вызвали глубокое возмущение религиозных евреев, особенно в Иерусалиме. Один инцидент произошел в Иерусалиме, когда житель религиозного района "Меа Шаарим" был убит в ходе демонстрации протеста. Трагедия стала сигналом для свертывания эры некошерного андеграунда.
Тем не менее, потребность общины в кинематографе была велика и это ободрило религиозных антерпренеров уйти в бизнес, и кино возвратилось с молчаливого согласия раввинов. В течение трех коротких лет ненасытный рынок кинофильмов претерпел заметное развитие. В данной индустрии лидирующее положение на данный момент занимают 4 продюсера, которые в среднем выпускают 15 фильмов в месяц.
Сегодня фильмы можно свободно приобрести в магазинах, находящихся в суетливых торговых центрах на улице Геула в Иерусалиме и улице рабби Акивы в Бней-Браке, где установлены мониторы с текстом, призывающим возвратиться к еврейству, идущим под хасидскую музыку. “Существует огромный спрос на фильмы. Они все образовательные”, — говорит Исраэль, хасид ХАБАД, который продает фильмы в магазине на улице Геула. “Отпечатки пальцев” хабадников можно с легкостью найти на ранних стадиях развития киноиндустрии, они всегда были более прогрессивными в использовании новейших технологий для нужд религии, чем основная масса харедим. И они получили разрешение от Любавичского ребе. Кто же покупает эти фильмы? “Все, — говорит Исраэль, — и литваки, и хасиды, здесь нет никакой разницы. Покупает каждый, у кого дома есть компьютер. Все, продающиеся у меня, фильмы не содержат эротических сцен и непедагогических моментов, избирательность моих клиентов проявляется, скажем, в том, что не каждый купит диск, на упаковке которого изображено огнестрельное оружие”.
28-летнего Ехуду Грохвайса по праву можно назвать человеком, который наиболее преуспел в религиозном кинобизнесе. В течение трех лет его компания "Grohweis Brothers" (основанная совместно с его братом, теперь уже бывшим партнером, религиозным писателем, публикующим свои работы под псевдонимом Авраам Гросс) произвела на свет 20 фильмов. Самые внимательные зрители могут заметить Грохвайса в некоторых эпизодических ролях. “Я люблю стиль Хичкока, люблю появляться в качестве нежданного гостя”, — говорит он. Когда Грохвайса спрашивают о его религии, он отвечает, что является "обычным" хасидом, имея в виду, что он не причисляет себя к определенной хасидской династии. “Я учился на собственных ошибках и просмотре съемок некоторых режиссеров”, — говорит он. До недавних пор Грохвайс был довольно преуспевающим страховым агентом, но, как и многие другие, его поразил вирус киномании. С тех пор он не покидал этот бизнес. Им движет искреннее желание творить культуру своей общины.
Количество зрителей религиозного кинематографа определить трудно. Основываясь на количестве продаж дисков, можно сказать, что только 20 процентов потребителей приобретают дорогие диски (диск с новым фильмом стоит 69 шекелей, а диск, находящийся в продаже уже в течение года — 50). Грохвайс говорит, что рекордный тираж дисков с еврейским кино составил 10 тысяч копий, хотя количество продаж многих дисков едва составляет 5 тысяч. Это происходит потому, что многие зрители имеют у себя собственный CD или же берут фильмы у соседей и родственников. Более достоверный подсчет кинозрителей можно сделать через статистику владельцев ПК. По официальным данным около 40 процентов религиозных евреев имеют у себя дома компьютер. Грохвайс считает, что фактические цифры выше официальных – около 60 %. Он говорит, что фильмы смотрят в каждом доме, где стоит компьютер.
Грохвайс – хорошо известная личность, он ведет корреспонденцию со зрителями своих фильмов через электронную почту. Основываясь на откликах, которые он получает, он определяет даже самые пустяковые требования своих зрителей. Самое основное требование, конечно, состоит в том, что в фильме не должна появляться женщина. Для того чтобы поддерживать принципы святости, Грохвайс время от времени переделывает сюжеты сценариев или находит эксцентричные решения. Например, в киноверсии популярного рассказа “Йосеф, почитающий Шаббат” ("Йосеф мокир шабат") рыбу для празднования Шаббата готовят мужчины.
С начала своего бизнеса Грохвайс уже проделал довольно длинный путь. Сначала он выпускал съемки представлений религиозного кукольного театра, а теперь полнометражные фильмы, многие из которых являются экранизацией талмудических историй или рассказов, опубликованных в религиозной прессе. С каждым фильмом качество религиозного кинематографа улучшалось.
Уровень актерского мастерства этих фильмов выше, чем в мыльных операх, транслируемых на коммерческих телевизионных каналах. Главные роли обычно исполняют актеры, заново ставшие соблюдать традиции, такие, как Эвиатар Лазар, который ранее работал в театре "Камери", или Михаель Вейгал, снявшийся в телесериале “Наоборот”. Основываясь на часто встречающихся пожеланиях зрителей, Грохвайс зажегся энтузиазмом снять фильмы с участием человека с улицы. Некоторые люди уже снялись в нескольких эпизодах.
Самое замечательное в религиозных фильмах то, что они наивны. Но даже Грохвайс имеет свои принципы художника. Например, он лояльно относится к реальности. Так, главный герой его последнего фильма – агент Моссада, которого отправили на Украину, чтобы ликвидировать нацистского преступника – не обращается в религию в конце фильма, хотя этот факт мог бы послужить счастливой концовкой киноленты. “Это лимит, — объясняет Грохвайс. – То, что парень за очень короткий срок времени, как раз в концовке фильма возвращается к религии, выглядело бы неправдоподобно. Поэтому я бросил эту идею, хотя зрители, наверняка ожидают еврейский хеппи-энд”.
Сейчас он мечтает снять полнометражный фильм для израильской публики про харедим и Холокост. Он мечтает о фильме, где будет участвовать тысячная массовка, а съемки будут проходить на Украине. “Его можно было бы снять в русле таких фильмов, как “Побег из Собибора” или “Жизнь прекрасна”, но я хотел бы рассмотреть совершенно другие аспекты, — говорит он. – Израильтяне просмотрели уже тысячи фильмов о Холокосте, но они не знают роли религиозных евреев в Холокосте”. Грохвайс принимает активное участие в лоббировании режиссеров в Кнессет, которые будут противостоять сокращению бюджета для отечественного кинематографа. В ноябре прошлого года он даже пытался убедить религиозных депутатов Кнессета проголосовать за поправку в законе, по которому предоставляются привилегии Второму каналу, что, по мнению Грохвайса, могло бы помочь харедим отвоевать бюджет для производства полнометражных фильмов об Иудаизме.
В письме к депутатам Кнессета Моше Гафни и Яакову Лицману он написал: “Я бы хотел подчеркнуть то, что своей просьбой я не хочу выразить всеобщую поддержку закона о кинематографе религиозными людьми, нам нужно совершенно другое – выделить фонды, выделяемые светскому Второму каналу, на нужды религиозного кинематографа”. В свою очередь, депутаты Кнессета отказались подержать любое узаконивание бюджета, так как, по их мнению, это выглядело бы так, как будто они поддержат израильский кинематограф в целом, а он не отличается излишней приверженностью традициям еврейского народа.