Он построен на воспоминаниях турецких дипломатов, рабочих, католических священников, которые пытались помочь сотням евреев спастись от нацистов. Во время Второй мировой войны турецкое правительство не только спасало жизни евреев, но и задолго до ее начала предоставляло убежище и работу представителям интеллигенции — например, профессорам, ученым и художникам, которые были отстранены от преподавания в Германии. Кстати, евреями являлись далеко не все из них: из двухсот человек, две трети были отнесены к разряду евреев нацистскими властями. С момента начала войны, Турция, будучи нейтральным государством, придерживалась в отношении еврейского населения политики равенства условий существования.
Создатели фильма обратились к детям представителей интеллигенции тех лет с просьбой восстановить картину их детства, прошедшего в одном из прибрежных турецком городов. Зрителю предстоит услышать немало героических историй в духе Оскара Шиндлера, однако режиссеру фильма Михаэлю Беренбауму (Michael Berenbaum) в целом удается добиться объективной и сбалансированной картины, демонстрируя и нелицеприятные события.
Так, в фильме Беренбаума приводится достаточно подробное повествование об одном из наиболее трагических моментов еврейской истории. Это рассказ о «Струма» — судне с еврейскими беженцами, которое отплыло в декабре 1941 года из Констанцы в Палестину. Британские власти так и не дали беженцам сертификатов на въезд в желанный Эрец Исраель. А турецкие — не разрешили сойти на берег в Стамбуле. «Струма» простояла близ побережья Турции десять недель, после чего, 24 февраля 1942 года, года была отогнана в открытое море и затоплена советской торпедой. Из 768 пассажиров судна спастись удалось лишь одному…
Другой, не менее потрясающий рассказ — о католической церкви Турции. Архиепископ Йосеф Ронкалли (Joseph Roncalli) сумел спасти огромное количество жизней, обеспечивая турецким евреям защиту. Позже Ронкалли стал папой Иоанном XXIII и в шестидесятые годы, после тщательного изучения текстов Библии, официально заявил, что евреи не несут ответственности за гибель Иисуса. Таким образом, был разрушен издавна существующий в нелепый стереотип.
Созданный творческой группой Михаэля Беренбаума фильм дает ощущение глотка свежего воздуха, что является редкостью для большинства произведений, посвященных Катастрофе. «Часы отчаяния» исполнены не отчаяния, но оптимизма, они вселяют надежду на преобладание лучших сторон человеческой натуры.