Top.Mail.Ru

Еврей с индусом – братья навек

27.07.2017

Индуизм и иудаизм очень схожи, причем не только на философском уровне, но и на практическом – к такому парадоксальному, на первый взгляд, выводу пришел недавно раввин и ученый Алон Гошен-Готштейн. И в доказательство тому привёл массу аргументов.

Иудаизм и индуизм являются двумя старейшими религиями мира. Просто одна получила распространение на Западе, а другая – на Востоке. Каждая из них стала основой для нового религиозного стиля жизни. И обе эти религии легли в основу сразу нескольких других: иудаизм дал начало христианству и исламу, а индуизм – буддизму, хоть многие последователи Будды Шакьямуни и считают свою веру полностью самостоятельной от индуистского влияния.

Примечательно, что традиции и законы иудаизма и индуизма подкреплены большим массивом священных и древнейших текстов, снабженных каким-то невероятным количеством комментариев к ним и другими трудами и книгами, создаваемыми на протяжении нескольких тысячелетий, чем не может похвастаться ни одна другая религия. И в этих текстах множество совпадений и близких идей: например, каббала имеет схожее с ней учение в индуизме, в духовной литературе которого так же, просто на свой манер, представлены такие еврейские философские понятия, как сфирот, шхина и другие.

Rabbi Olivier Benhaim performs Karthik and Mike's Jewish wedding ceremony at the Uptown Hideaway in Seattle. (Photo by Dan DeLong/Red Box Pictures)

Еще одна общая черта – огромное значение, которое уделяется в обеих религиях вопросам, связанным с ритуальной чистотой. Касается это и чистоты тела, и чистоты пищи, и поддержания других ритуальных статусов, ставшие центральной темой в повседневной жизни и иудеев, и индуистов.

Важное место как в иудаизме, так и в индуизме отведено праведнику, духовному учителю. В одной религии он называется гуру, в другой – цадиком, но эти роли во многом идентичны – не столько словами, сколько своим живым примером и безупречным поведением поддерживать последователей и всю модель существования религиозного общества.

В иудаизме, как и в индуизме, большее значение придается поступкам, нежели словам и убеждениям – пусть и верным. Эта позиция в корне отличается от христианской, которая во главу угла ставит именно «правильное» верование. Иудаизм и индуизм подчеркивают важность поступка, предоставляя человеку свободу мысли, равно как и свободу мнений и убеждений.

Понятно, почему при такой широте взглядов и иудаизм, и индуизм категорически не приемлют миссионерства как такового. Для обеих религий характерен категорический отказ от собственной миссионерской деятельности и жёсткий отпор миссионерам из других религий. Еврейские общины демонстрируют такую практику с момента зарождения самого иудаизма, а последователи индуизма переняли ее после того, как христианские миссионеры развили активную деятельность на территории Индии. К слову, в поиске путей для сохранения самоидентификации народа около десяти лет назад Индия и Израиль организовали даже ряд конференций, в ходе которых индусы активно интересовались еврейским опытом по сбережению самобытности. А распространение иудаизма и индуизма всегда шло, по сути, по схожим принципам – в закрытых и обособленных группах, вступление в которые обусловлено по этническим и географическим принципам.

Земля Израиля в иудаизме священна, и многие еврейские законы и традиции привязаны не столько к людям, времени года или ситуациям, сколько к земле. Законы индуизма также распространяются на географические границы Индии и в равной степени относятся к верующим, проживающим на этой территории. Интересно, что и в Израиле, и в Индии удалось за последние полвека решить, казалось бы, неразрешимый вопрос: вписать древние законы и духовные традиции в рамки существования современных демократических государств с их законодательными системами. Индусам и израильтянам удается сохранять традиции и идеалы прежних поколений, активно развивая при этом экономику, науку и строя технологии будущего.

Конечно, может возникнуть вполне закономерный вопрос: как вообще возможно сравнивать монотеистический иудаизм с индуизмом, последователи которого поклоняются множеству богов-идолов? Но, во-первых, внутренняя схожесть может возникнуть и у религий, предлагающих противоположные убеждения и даже противостоящих друг другу – просто потому, что экзистенциональный опыт у них общий. А во-вторых, сложившееся в мире представление об индуизме как об открытом идолопоклонстве может быть не до конца верно.

Во время нескольких встреч, прошедших в 2007-2008 годах в Иерусалиме и Нью-Дели с участием ведущих израильских раввинов и индуистской делегации, возглавляли которую известнейший ученый-теолог Свами Даянанда Сарасвати, гуру раскрыли перед иудеями все аспекты своей веры и доказали, что индуисты также верят в единого Б-га, но просто уделяют особое внимание различным Его проявлениям. Но главное, что роднит индуизм и иудаизм – в них обоих заложены идеи единства всех религий перед Создателем.

{* *}