Top.Mail.Ru

Доктора играют по выходным

28.05.2003

Документальную ленту об этом снимает 42-летний Дэвид Вьорст из Вашингтона. Подобно миллионам нью-йоркцев, Дэвид Вьорст рос страстным поклонником баскетбольной команды “Кникс” (Knicks). Кумирами его были знаменитые баскетболисты — Дэйв ДеБашер, Билл Брэдли, Уолт Фрейзер и Уиллис Рид. А храмом — конечно же, стадион на Мэдисон-Сквер-Гарден (Madison Square Garden). Когда отец с благоговением заговаривал о Нэте Хольмане, юный Дэвид полагал, что речь идет о ком-то из папиных приятелей. Лишь спустя несколько лет он узнал, что Хольман был легендарным баскетболистом, звездой спорта 1920-х годов, а в 1950-м готовил нью-йоркских спортсменов из City College к чемпионату NCAA.

Выяснилось и то, что предшественниками Фрейзера и Рида были Лео Готтлиб, Ральф Каплович и Осси Шектмэн, дебютировавшие в 1946 году с командой “Кникс”, которая состояла практически из одних еврейских баскетболистов. “Об этом почему-то не говорят, но в развитии баскетбола ключевую роль сыграли именно евреи”, — утверждает Вьорст.

Впрочем, вскоре об этом узнают все… Потому что 42-летний Вьорст из Вашингтона снимает документальный фильм “Первый бросок” — ленту-размышление об огромном вкладе евреев в зарождение и развитие этого вида спорта, а также о последующем их массовом уходе из него, о том, как это явление отразилось на американском еврейском социуме XX века.

“То, что многие евреи были увлечены баскетболом, составляет лишь половину истории, — говорит Джеффри Гарок, профессор истории при ешиве, внесший свою лепту в создание фильма. — Вторая половина — это история конфликта, связанного и спортом, и с еврейской национальностью спортсменов”.

Своего рода премьера “Первого броска” пройдет 3 июня в нью-йоркском Центре еврейской истории, где Вьорст собирается выступить с 10-минутным анонсом будущего фильма. Это мероприятие, спонсируемое музеем Американского еврейского исторического общества, предназначено для того, чтобы помочь собрать деньги для дальнейших съемок. Кроме того, намечается проведение аукциона с распродажей некоторых вещей, принадлежавших игрокам команды “Кникс”, выступят известные режиссеры — Авива Кемпнер, снявший “Жизнь и времена Хенка Гринберга”, и другие. Путем частных пожертвований Вьорсту уже удалось собрать около 40 тысяч долларов включая 10 тысяч — от Национального фонда благотворительности. Однако для успешного завершения проекта в назначенные сроки (до весны 2004 года) требуется еще около 250 тысяч.

В фильме Вьорста участвует знаменитый Шектмэн, сделавший свой первый бросок в профессиональном баскетболе 1 ноября 1946 года, когда “Никс” со счетом 68:66 одержали победу над “Торонто Хаскис” (Toronto Huskies). Игра была отмечена рождением Баскетбольной ассоциации Америки, на основе которой впоследствии была создана нынешняя Национальная ассоциация баскетбола. В ленте снимаются и другие еврейские первопроходцы баскетбола: Макс Кон, Нэт Френкель, Сид Герчик, Мейер Голдман, Мэнни Каплан, Соломон “Бад” Шварц, Джек Сильвермэн и Си Роуз. Полвека назад они входили в состав “могучего братства” — вместе с такими известными игроками, как Брумс Абрамович, Джерри Флейшмэн, Хенк Розенштайн и Дольф Шейес.

Подобно нынешним Майклу Джордану или Шакиллу О’Ниллу, эти люди были тогда звездами первой величины. Когда “Никс” впервые вышла на профессиональный стадион, это было больше, чем просто игрой. “Мяч не касался земли, — с восхищением расказывает Вьорст. — Это напоминало балет”. “Евреи играли в баскетбол, словно танцевали, — подтверждает его слова историк Гарок. — В конце XIX и начале XX столетий евреи переезжали в крупные американские города вроде Нью-Йорка, где для игры в волейбол или футбол, как правило, попросту не хватало места”. По словам историка, они играли на улицах и собирались в команды типа Еврейской ассоциации молодежи. “Образно выражаясь, баскетбол был чем-то вроде производственного коллектива”, — говорит Гарок.

В начале XX века, некоторые из лидеров еврейской общины (например, раввин Мордехай Каплан) надеялись, что баскетбол произведет “перекрестный эффект”, привлекая молодых людей из Еврейской ассоциации и общинных центров в синагоги. “Перестали ли те, кто начал играть в баскетбол, молиться? Некоторые — да, а лучшие спортсмены — нет”, — свидетельствует Гарок.

Тем временем, организации, которыми управляли евреи, тоже стали увлекаться баскетболом. Постепенно переселяясь из Манхэттена в Бронкс и Бруклин, евреи “заражали” этим видом спорта школы и городские колледжи. Стали формироваться университетские еврейские команды, которые вскоре буквально заполонили страну. Интересно, что многие команды тех лет носили названия вроде “Еврейские звезды Южной Филадельфии”…

Однако после Второй мировой войны в развитии американского еврейского баскетбола произошел перелом. Возможно, главной причиной тому стал массовый отток евреев в пригороды, где они имели возможность лучше построить профессиональную карьеру. Одновременно в города из окрестностей потянулись афроамериканцы, и вскоре дальнейшее развитие баскетбола оказалось полностью в их руках.

Вьорст с ностальгией смотрит на нынешних чернокожих игроков и вспоминает, как в свое время, не ведая о том, что судьба уготовила ему совсем иное поприще, мечтал попасть в состав “Никс”. “Моя мама говорила, — с улыбкой вспоминает он, — что многие доктора играют в баскетбол по выходным”.

Марина Костылева

{* *}