Насколько верно утверждение о том, что евреи контролируют Голливуд, неизвестно, но с одним согласятся все. Многие голливудские фильмы обязаны своей популярностью продюсеру Джоэлу Сильверу. И сегодня каждый кинотеатр с нетерпением ждет выхода в свет его последнего кинематографического триумфа — второй части знаменитой трилогии “Матрица”.
Для некоторых Джоэл Сильвер является идолом. В буквальном смысле этого слова. На одном из интернет-сайтов было помещено интервью с продюсером, в котором он назван “Владыкой Джоэлом”. Грузный, бородатый мужчина, предпочитающий легкие гавайские рубашки тесным костюмам, больше смахивает на “Дядюшку”, чем на “Владыку”. Впрочем, его решимость и умение воплощать задуманное в реальность, без внимания тоже не остаются.
Грядущее лето будет отмечено появлением на экранах долгожданного фильма “Матрица: Перезагрузка”, который, как ожидается, станет хитом сезона. После выпуска в 1999 году первой части “Матрицы” фильм стал уважаем почти всем миром как одно из величайших произведений жанра научной фантастики всех времен и революционный перелом в современном кинематографе. Появления “Перезагрузки” в 2003 году зрители ждут с таким же нетерпением, с каким ждали продолжения “Звездных войн” в 1980-м.
Для множества поклонников “Матрица” значит больше, чем просто фильм, для них это — стиль жизни. Первая часть трилогии представляла собой фантастический сплав ошеломляюще динамичного действия и сложного оригинального сюжета, экранизацию гиперкинетических иллюстраций автора книги комиксов Геофа Даррова и отображение научно-фантастических миров Уильяма Гипсона, Филиппа Дика и Льюиса Кэрролла. Вдохновленные стилистикой японских анимационных фильмов (таких, как “Akira” и “Ghost in the Shell”), создатели “Матрицы” задумали эпическую сагу, исследующую тему технологического отчуждения, свободы выбора, цены невежества и ценности знания. При этом зрителя активно озадачивают вопросами, сформулированными на пересечениях философии, мифологии, религии и математики.
Конечно же, Сильвер взбудоражил аудиторию не только дерзкими визуальными инновациями, ставшими объектом имитации в несметном числе видеороликов и фильмов, он создал провокационное кино, которое взвешивает сущность реальности и индивидуальности, показывает выбор, который мы должны предпринять, сильные и слабые черты характера, заставляющие нас делать тот или иной шаг.
Сагу, воплощенную в трилогии, Сильвер рисовал в своем воображении всегда. “Матрица” и ее успех позволили ему глубже проникать в твердыню мифологии, раскопки которой он только начал. Уже сняты обе оставшиеся части трилогии — “Матрица: Перезагрузка” и “Матрица: Революция”, которые выйдут как единый фильм в двух частях. И стоит отметить, что трилогия, рассказывающая об ужасах, которые могут произойти с человечеством, если в изобретении высоких технологий оно даст волю своему воображению, сама была рождена при помощи передовых достижений человеческого ума.
“Матрица” Сильвера разрушает стереотипы и бешеной последовательностью действия. В жестких и, одновременно, изысканных кадрах сочетаются элементы вестерна и кино стиля “кунг-фу”. В традициях мастеров гонконгского кинематографа Джона Ву и Юнь Во Пинга ведущие актеры демонстрируют искусство боя без каскадеров. Этот метод позволяет в лучшем виде показать сюжет через действие, бои продвигают вперед ход повествования, а не служат развлекательной декорацией. Таким образом, каждая минута фильма предлагает аудитории нечто существенное и значительное.
Возможно, часть того, что создает “Матрица”, интригует еще и потому, что ее компактность вызывает безграничное число интерпретаций. В то время как другие фильмы стараются сами ответить на поставленные вопросы, “Матрица” оставляет их открытыми. Случайные намеки способны увести в бесконечные и ветвистые коридоры глубоких раздумий; переплетающиеся темы мифологии, философии, технологии, эволюционной психологии, литературы вроде “Алисы в стране чудес”, теологические ссылки — все это дает возможность отыскать множество вариантов истины. Сила фильма не в том, ЧТО он способен нам рассказать, а в нашей способности воспринимать предлагаемые им идеи.
Кинематографический синтез философии и технологии Сильвера вызвал к жизни нескольких книг, включая
“Психологию Матрицы”, “Исследуя Матрицу: Видение кибернетического настоящего”, “Красное Ядро: Наука, философия и религия в Матрице”, а в некоторых учебных заведениях появились курсы по изучению связей и границ между философией и научной фантастикой, религией и компьютерной культурой…
Сиьвер же, в свою очередь, продолжает оставаться умеренно скромным и делит славу со сценаристом и режиссером трилогии — Энди и Ларри Вачовски:
“Вачовски сведущи во всем, начиная с философии и мифологии и заканчивая комиксами, и темы, сквозящие в трилогии, отражают их собственное восприятие вечных вопросов, которые движут человека к поискам знаний и понимания. Они написали эпическую историю, экранизировали и сделали революцию в шоу-бизнесе, и создали жанр кино для думающего человека. “Матрицу” можно смотреть и на поверхностном уровне, но если зритель желает углубиться в сюжет, он найдет в нем очень много идей для размышлений”.