Top.Mail.Ru

Гитлер крупным планом

29.05.2003

“Гитлер: Восхождение зла” — фильм в двух частях, который пройдет в конце мая на CBS, поведает о фактах биографического характера, в общем-то, хорошо известных завсегдатаям кабельного исторического телеканала, часто демонстрирующего документальные ленты о “великом фюрере”. Однако ту часть зрительской аудитории, которая не столь продвинута в знании перипетий предвоенной карьеры вождя Третьего Рейха, красочно экранизированная четырехчасовая драма, наверняка, заворожит рассказом о том, как пресловутый ненавистный монстр сумел получить безграничную власть над вполне современной демократической нацией.

Каждому понятно, что его стремительный политический взлет абсолютно не был связан с каким-то личным шармом. Сыгранный хмурым и мрачным Робертом Карлайлом (“The Full Monty”), Гитлер предстает лишь подобием человека, движимым бескомпромиссной верой в чистоту и превосходство Германии.

Он умел подчиняться и командовать. Он зверел при одном лишь упоминании о евреях и коммунистах. Он окружил себя звероподобными ветеранами Первой мировой. Он раболепно преклонялся перед замужней аристократкой, но оскорблял свою девушку. Поговаривают, что он имел явно превратные отношения со своей племянницей Гели (Джин Мэлон). “Вы даже представить себе не можете, что он мне предлагал”, — как-то призналась она. “Он не человек, — рассказывал Фриц Эрлих (журналист, которого сыграл Мэтью Модайн) премьер-министру Германии после чаепития с Гитлером, неистовым антисемитом. — Я получил возможность заглянуть ему в глаза, и то, что я в них увидел — меня ужаснуло”.

Первоначальные планы канала CBS показать документальный фильм не вызвали одобрения тех, кто считал, что очередному фильму не суждено добавить ничего нового к достаточно избитой теме. Тем не менее, после предварительного закрытого просмотра, многие из первоначальных критиков отзываются о “Гитлере” более одобрительно.



Тепло приняла “замечательную способность перевоплощения” актера Карлайла и Антидифаммационная лига, заявившая, что картина превосходно рисует монструозную сущность фюрера. Раввин Йосеф Телушкин указывает, что такой необычный ракурс делает образ бесноватого диктатора еще более устрашающим.



В фильме “Гитлер: Восхождение к власти”, который снимался в Чехии, играют Стокард Чаннинг (любящая мать Адольфа), Лев Шрайбер и Джулианна Маргулис (его состоятельные покровители Эрнст и Хелен Ханфштенгель) и Питер О’Тул (президент Германии Пауль Гинденбург). В ходе повествования подчеркивается, что опасен не только Гитлер, но и атмосфера политической апатии, царившая в Германии и позволившая ему достичь высот государственной власти совершенно законным, демократическим путем. Не удивительно, что националистические взгляды будущего диктатора в то время показались весьма привлекательными богатым покровителям, не поскупившимся на щедрое финансирование офиса и изданий национал-социалистической партии, а также на содержание просторной квартиры ее вождя в Мюнхене. Гражданские лидеры видели в Гитлере и нацистской партии либо помеху, либо пригодную для дальнейшего использования политическую пешку. И, в один прекрасный день, остановить его оказалось уже невозможно…



Единственную оппозиционной фигурой в фильме оказывается журналист Фриц Эрлих. Даже редактор Эрлиха просит его прекратить критиковать нацистского вождя. “Гитлер — главная сегодняшняя сенсация, — внушали журналисту. — До остального людям просто нет дела”. Преследование Гитлера в прессе стало причиной увольнения Эрлиха, а позднее и его гибели.

Фильм открывается беглыми эпизодами из детства будущего фюрера, содержащими недвусмысленные знаки грядущего бедствия. “”Парсифаль”, — поучает отец маленького “Адди”, ставящего иглу на граммофонный проигрыватель, — немецкий идеал, в нем сливаются воедино сила, решимость и ярость”. Следующим кадром мы видим, как подросший Гитлер применяет впитанные с вагнеровской музыкой арийские идеалы на практике.

Изначальное презрение к евреям становится очевидным, когда он морщится пожимая руку еврейскому доктору, который, искренне соболезнуя, сообщает ему о том, что его мать умирает от рака груди. Семя этой ненависти превращается в гнилой плод, по мере того как Гитлер постепенно разрабатывает в себе навыки ораторского искусства, заимствуя технику у венского антисемита майора Карла Лугера и даже у некоторых коммунистов. “С героем “Лоэнгрина” как нашим идеалом, с музыкой Вагнера как нашего вдохновителя, мы повесим спекулянтов, уничтожим коммунистов и дезинфицируем нашу страну от еврейских паразитов”, — постоянно твердил Гитлер толпе в пивных кабаках и на многолюдных площадях.



Первый эпизод фильма завершается моментом, когда 34-летнему вождю нацистской партии грозит оказаться за решеткой по делу о “Пивном путче”, в котором он признал себя виновным. Второй эпизод продолжает повествование его деятельности уже в камере ландсбергской тюрьмы, где он диктует текст “Майн Кампф” своему секретарю Рудольфу Гессу. Совсем немного времени остается до того дня, когда он станет канцлером Германии.

По ходу фильма аудитория узнает, каким образом Гитлер собирал свое окружение — людей, ставших впоследствии главными действующими лицами в эпоху нацизма. Лидера штурмовиков Эрнста Ромма (Питер Штормер), он нашел избивающим “красных” на улицах. С Германом Герингом (Крис Ларкин) он повстречался на званой вечеринке. С Йозефом Геббельсом (Джастин Сэллинджер) он соперничал за лидерство в партии и, в конце концов, сделал его министром пропаганды.

Фильм, в котором преобладают в серо-коричневые тона, делает исключение лишь для одного яркого цвета — темно-малинового — цвета нацистских плакатов и надписей. Продюсер Питер Сассмэн работал в свое время над документальными лентами, посвященными Холокосту: “Прибежище”, “Правосудие в Нюрнберге”, “Солнечный свет”.

Используя горы старых фотографий, сделанных самими нацистами, команда Сассмэна сумела подобрать соответствующий гардероб, стиль причесок и даже характерные позы и жесты героев. Для придания исторической достоверности были сделаны и некоторые корректировки. К лицу Карлайла, например, приделали гипсовые нос и щеки, а глаза “выкрасили” цветными контактными линзами. Вместо немецкого, актеры говорят на смешанном — британском и американском — английском языке.

Кадр за кадром, сцена за сценой, Гитлер превращается из борющегося художника с лицом грызуна в гипнотизирующего толпу оратора. В одной из сцен его покровитель Эрнст Ханфстэнгель советует ему появляться на людях с флагом и создать себе новый имидж. Вскоре нацистский вождь отращивает усы, выбирает свастику в качестве своего символа, а заодно заимствует знаменитый приветственный жест у своего итальянского коллеги Бенито Муссолини. Карлайл признается, что самой большой проблемой при работе над ролью Гитлера было воплощение в сущность героя.

Антидифаммационная лига назвала фильм “Гитлер: Восхождение к власти” очень важным с образовательной точки зрения: “Он показывает, как хрупка демократия и каким могущественным может стать зло”. Эли Визель лауреат Нобелевской премии, переживший Холокост, отозвался о фильме кратко: “Он не оскорбителен”. А когда его спросили, насколько эта картина будет полезна зрителям, ответил: “Это уже другая история”.

Марина Костылева

{* *}