Top.Mail.Ru

Собратья по уму

07.01.2020

Как два писателя поставили на дыбы всю интеллектуальную Францию, рассказывает наш парижский корреспондент.

В декабре минувшего года в знаменитом парижском театре «Одеон» прошла встреча двух ведущих мыслителей Франции: Паскаля Брюкнера и Алена Финкелькраута. Они познакомились ещё в 1967 году – в Тринити-колледже в Дублине – и сразу стали друзьями не разлей вода. С тех пор их пути и взгляды не раз расходились, они яростно спорили и даже ссорились, но сегодня, когда утекли годы и поутихли страсти, оказалось, что оба писателя по-прежнему не только друзья, но и соратники по общей борьбе.

По борьбе с кем или с чем? С «новым невежеством» – так формулирует этого врага член французской Академии наук Ален Финкелькраут в своих статьях и выступлениях. Кому, как не ему – сыну еврейских эмигрантов, бежавших из Польши – говорить об опасностях, которые влечёт за собой невежество. Блестящий ум позволил ему сделать невероятную академическую карьеру и стать звездой среди философов на многих профессорских кафедрах, в том числе и в Университете Беркли, но своим домом Финкелькраут считает именно Францию, впервые давшую ему возможность свободно высказываться.

Ален Финкелькраут

И это его право – на свободу высказывания – теперь многим не нравится. Как и не нравится сам Финкелькраут, находящийся всегда на виду, всегда на авансцене, что бы ни происходило в его родном Париже – будь то «Ночные бдения» в 2016 году или «Жёлтые жилеты» в 2019-м. Кстати, с одной из акций «Жёлтых жилетов» писателя пришлось спешно эвакуировать стражам порядка: мало того что протестующие оскорбляли Финкелькраута антисемитскими выкриками – они готовы были приступить к физическим действиям, не вмешайся оперативно полиция.

И хотя вся политическая элита страны, включая президента Эммануэля Макрона и министра внутренних дел Кристофа Кастанера, решительно осудила выходку против Финкелькраута, по зловещей иронии судьбы поносили «Жёлтые жилеты» именно того, кто первым встал на их защиту!

Впрочем, Финкелькраут постоянно попадает в сложные ситуации – именно благодаря своему стремлению высказаться по самым болезненным вопросам. А на всех теледебатах и ток-шоу он традиционно играет тяжелую и неблагодарную роль – козла отпущения. На нём пытаются оттоптаться все, кому не лень.

Ален Финкелькраут

Как-то Финкелькраут спровоцировал невиданную волну возмущения в свой адрес всего лишь тем, что позволил себе на одном из таких шоу ироничное высказывание по отношению к радикально настроенным борцам за гендерное равенство. И в результате получил шквал угроз и в интернете, и даже в печатной прессе!

Минувшей же осенью Финкелькраут оказался в центре скандала, когда приехал читать лекцию в парижский Институт политических исследований Sciences Po: на входе в лекционной зал всемирно известного профессора заблокировала кучка студентов-идентитаристов, почему-то считающих передового и миролюбивого Финкелькраута ксенофобом, расистом и консерватором. В дело снова пришлось вмешаться полиции, и только тогда профессора пустили в лекционный зал.

Паскаль Брюкнер

Сам Финкелькраут уже давно с иронией относится к таким эксцессам: его не удивить и не запугать. Потому что для него, по его же собственным словам, «дух заключен в свободе и здравомыслии». А также в умении смотреть в глаза фактам, а не той утопии, которую многие себе нарисовали и успешно живут в ней до поры до времени.

В своей новой книге «От первого лица» Финкелькраут пишет об этом потерянном чувстве реальности, потерянном сейчас многими, вспоминает о переживших Холокост родителях и своих корнях, коим он, по всей видимости, и обязан своим интеллектуальным бесстрашием и умением проникать в суть вещей.

Паскаль Брюкнер

Его друг Паскаль Брюкнер – автор прославленного романа «Горькая луна», который экранизировал сам Роман Полански – уже давно негодует по поводу многочисленных проявлений дикости и варварства, процветающих в стране культуры и родине просвещения, коей когда-то была Франция. А в своих философских эссе Брюкнер прочерчивает траекторию развития современной мысли – от колониализма через либерализм к «диктатуре добра и права». И убеждает, что радикально настроенные «фанатики добра и мира» стали сегодня гораздо опаснее традиционных пугал – неонацистов и «акул капитализма».

И пусть Брюкнер, в отличие от своего собрата по перу и «близнеца» Алена Финкелькраута, сторонится провокационных ситуаций и громких скандалов, он также находится под огнем критики. Тем более что именно Паскаль Брюкнер, написавшей вполне себе провокационный роман «Похитители красоты», подготовил публику к «пришествию» Мишеля Уэльбека, который развил идеи Брюкнера, но выразил их грубее и лаконичнее, чем утонченный философ.

Максим Брискер

{* *}