Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
12.02.2020
Евреи веками слывут книжным народом. И понятно почему – даже во времена дремучего средневековья еврейские мужчины были почти поголовно грамотными, включая бедноту и жителей самых удаленных деревень. Да и многие еврейские женщины тоже учились грамоте. Но если заглянуть вглубь тысячелетий, то это отнюдь не всегда было так. И нет, к примеру, никаких оснований считать, что наши праотцы были грамотными.
В третьем тысячелетии до нашей эры большинство народов мира еще обходились устной речью, и существовали всего два центра письменности и две её разновидности: в Египте писали иероглифами, а в Месопотамии – клинописью. В обоих случаях знаки передавали либо целые слова, либо слоги. И только в XVIII веке до н.э. неведомые гении – скорее всего, семиты – придумали алфавит, то есть систему письменности, в которой каждый знак передавал отдельный звук.
Впрочем, популярность его сразу была не в ходу – полноценные надписи, на алфавите, найденные археологами, относятся уже к XI веку до н.э., то есть ко времени правления первых еврейских царей. Однако не обязательно они написаны именно на иврите, они могут быть также выполнены по-ханаански или по-финикийски – алфавит-то более или менее один! Пройдет еще несколько веков, прежде чем еврейский и финикийский алфавиты начнут друг от друга отличаться. И самую старую из сделанных без сомнения на иврите надписей относят уже ко временам царя Давида.
После распада единого еврейского царства на два – Израильское и Иудейское – в каждом из двух государств постепенно создаются упорядоченные системы бюрократии и налогообложения, а вместе с ними развивается и письменность.
На раскопках в городе Самария, который в IX-VIII веках до н.э. был столицей «северного», Израильского царства – пока не был разрушен ассирийцами, археологи нашли всего лишь около сотни небольших надписей, сделанных в основном на черепках. Ничего особо возвышенного там нет: названия местностей и продуктов. Речь шла, по-видимому, о какой-то торговой деятельности.
Среди надписей часто встречаются и такие: «выполнено в 15-й год правления нашего царя». Имя царя не указано, но мы-то знаем, какой царь правил «северным» царством более 15 лет! Выходит, данные черепки писались во времена Иероваама II – это VIII век до н.э. И столь развитая письменность кажется вполне логичной – ведь царь этот был очень успешным и превратил свое царство в мини-империю, восстановив его пределы до Евфрата и Мёртвого моря.
Но группа тель-авивских учёных, в распоряжение которых наконец попали эти черепки, пришла к совершенно сенсационному выводу. Разработанный ими метод компьютерного анализа начертания букв, который успешно испробовали и на древних надписях, и на письмах современных израильтян, показал, что все изученные черепки из города Самария написаны всего двумя людьми! Хотя сведения в этих «квитанциях» относились к разным концам царства, но выписывали их реально – причем на протяжении многих лет – всего два жившие в столице писца!
В «южном», Иудейском царстве найденные там надписи поначалу тоже не очень многочисленны. Самая знаменитая из них – календарь, найденный в городе Гезер, датируемый IX веком до н.э. и являющийся древнейшим памятником палеоеврейского письма. Но понятно, что это – штучная работа. Да и торжественную надпись в подземном канале под городом Давида около 700 года до н.э. выполнял по указанию царя Хизкиягу явно придворный писец.
Однако следующее столетие оказывается переломным – археологи обнаруживают всё больше надписей, относящихся к VII веку до н.э., и понимают, что именно в этот период грамота в Иудейском царстве перестала быть уделом единиц.
К примеру, на раскопках в городе Арад, который в описываемое нами время был небольшой пограничной крепостью на юге Иудеи, нашлись свои черепки с административными записями. И та же группа тель-авивских ученых применила свою технику анализа к найденным в Араде черепкам. Результаты показали, что черепки из Арада писали как минимум четыре человека, а возможно, и больше. Два писца в VIII веке до н.э. на всё царство и четыре писца в одной из небольших крепостей на окраине в VII веке до н.э. – прогресс за столетие просто невероятный!
Но самым ярким доказательством прорывного распространения грамоты в еврейской среде в VII веке до н.э. служит черепок из Явне-Ям – небольшой крепости того времени неподалёку от города Ашдод. В этом письме, датированном примерно 610 годом до н.э., работник-жнец пишет жалобу вышестоящему начальнику на сборщика налогов по имени Хошиягу бен Шеви, который взял в залог неуплаченного единственную его одежду. Жнец хочет добиться справедливости, а именно – выполнения закона, прописанного прямо в Пятикнижии Моисеевом: «Если возьмешь в залог платье ближнего твоего, то до захода солнца возврати его». При этом он требует вызвать в качестве свидетелей других жнецов.
И это пишет простой работник, возможно, даже поденный, и человек крайне бедный! Помимо обычной грамотности, это письмо поражает еще и юридической образованностью, а также столь удивительным для тех древних времен демократизмом, который иллюстрирует общий уровень развития гражданского общества.