Отрезанный еврейский ломоть

30.07.2020

Кто придумал переселять народы и почему евреев переселили одними из первых, разбирался наш исторический корреспондент.

Среди ужасов XX века с его геноцидами, войнами и автократиями «достойное» место принадлежит насильственному переселению целых народов. Сразу приходят на ум сталинские операции над народами Крыма и Кавказа, но, увы, они были далеко не единственными. Не первыми и не последними – ведь не в минувшем веке это началось, и не Сталин это придумал. Но в отличие от других злодеяний, история которых теряется в глубине веков, у переселения народов есть свой изобретатель – ассирийский царь Тиглат-паласар III.

Надо сказать, что с самого начала своего существования – а это с Х века до н.э. – Новоассирийская империя отличалась особенной жестокостью по отношению к народам, которые смели оказывать ей хоть какое-то сопротивление. Массовые убийства пленных, включая женщин и детей, причем после изощренных пыток и мучений, уничтожение целых городов и оросительных систем стали основой завоевательных успехов ещё ассирийского царя Ашшурнацирапала II, к наследникам которого во всех смыслах слова принадлежал и Тиглат-паласар III. И армия их для своего времени была отлично организована и прекрасно вооружена. Вот как описывал ассирийских воинов их великий современник – еврейский пророк Исайя: «И не будет среди них ни одного уставшего или изнемогшего. И не задремлет их воин, и не заснёт. И не развяжется пояс на чреслах его, и не порвется шнур на его обуви. Стрелы же его – заострены, а все луки его – натянуты. Копыта коней его кремню подобны, а колеса колесниц – как вихрь».

Царь Тиглат-паласар III

Но вскоре у Новоассирийской империи начались трудности: сдирая кожу и выкалывая глаза пленным, можно навести ужас на всех соседей и подчинить их своей воле, но довольно трудно на такой основе выстроить экономически эффективную систему. Целые области оставались опустошенными, и брать там дань оказывалось решительно не с кого. Оттого в империи начались неурядицы. И тут Тиглат-паласар III и придумал: надо не уничтожать население на завоеванных территориях, а переселять. Причём целиком. А на их место приводить своих ассирийцев, но из тех, что победнее и не выдерживает жизни в столичных Вавилоне или Ниневии. Таким образом, ни одна часть империи не остается безлюдной – всюду кто-то живет, трудится и платит налоги. Но оторванные от своих корней завоеванные и изгнанные народы оказываются куда послушнее.

Именно это в 722 году до н.э. и проделал ассирийский царь Саргон II с населением Северного Израильского царства. Как раз в тот трагический момент и сошли в одночасье со сцены мировой истории знаменитые Десять потерянных колен Израилевых. Сюжет этот описан и в еврейских хрониках, и в ассирийских, да и в целом известен каждому читающему человеку. Однако в нынешние времена лучше всего «пощупать» те события нам позволяет археология.

Царь Саргон II (справа) и его полководец

В 1990-е годы в ходе подготовки к прокладке новой магистрали всего в 10 километрах к востоку от аэропорта имени Бен-Гуриона археологи обнаружили интересное для себя местечко, называемое Тель-Хадид. Раскопки еще не завершены, но уже сейчас можно сказать, что в VIII–VII веках до н.э. тут было довольно большое для своего времени поселение. Уже раскопаны крупные здания, а в них – немало глиняных табличек. Одна из них, к примеру, сообщает, что осенним днем 698 года до н.э. человек по имени Мардук-Бела-Усур купил поле у Ая-Шебши, и по вавилонскому обычаю при заключении сделки присутствовали семь свидетелей. Глину в этих местах, к слову, вовсе не так легко было достать, как в Месопотамии, поэтому очевидно, что участники сделки приложили немалые усилия к тому, чтобы всё было, как в Вавилоне. Да и имена всех участников сделки явно нееврейские.

Табличка с раскопок в Тель-Хадиде

Табличку такую там нашли далеко не одну, и на всех них – имена либо вавилонские, либо арамейские. Похожая ситуация сложилась и на раскопках неподалёку от израильского Гезера – этот древний город ассирийцы сначала разрушили, а потом построили заново. И в этом новом, ассирийском Гезере найдены таблички с 19 именами, и только одно из них еврейское. Но примечательно, какое – Нетаньяху – для пищи любителей конспирологии.

Куда же делись эти евреи из Гезера, Тель-Хадида и других мест? Не могли же ассирийцы их совсем бесследно переселить. И что стало потом с теми вавилонянами, которых они завезли в захваченные израильские города?

Начнем с того, что царь Саргон II не имел еще технических возможностей Сталина: переселены были, без сомнения, десятки тысяч, даже сотни тысяч человек, но никак не 100% населения. Немало жителей Северного Израильского царства смогли бежать на юг – в Иудею и Иерусалим. И археологи находят множество тому свидетельств.

Однако ряду израильтян, особенно из крестьян и простонародья, удалось остаться на месте. И в еврейской хронологии есть немало указаний на то, что под ассирийской оккупацией в Северном царстве оставались евреи – ведь приглашал же их, согласно библейскому тексту, еще поколение спустя иудейский царь Хизкиягу праздновать Песах в Иерусалиме!

Новоассирийское царство в момент максимального могущества

Так что переселенцам из Месопотамии было с кем смешиваться. Особенно быстро это перемешивание шло в силу того, что ни у оставшихся израильтян, ни у вавилонян не было полноценного руководства – ни светского, ни религиозного, – чего, собственно, ассирийцы и добивались.

Библейская «Книга Царств» рассказывает, что переселенцы из Месопотамии страдали от нападений львов и решили для защиты от них наладить отношения с божеством новой для них местности. Удовлетворив их просьбу, ассирийцы в виде исключения разрешили одному из раввинов вернуться из изгнания в бывшее Северное Израильское царство, и под его руководством переселенцы из Вавилона выстроили синкретическую религию – в Бейт-Эле поклонялись Единому Б-гу, а в своих поселениях – каждый своим божествам, как сказано об этом: «Народы эти чтили Г-спода, но служили своим идолам». Именно так, согласно канонической версии, на свет и появились самаритяне, ставшие именем нарицательным.

У самих самаритян, естественно, иная версия собственного происхождения. Согласно их традиции, четыре из Десяти колен Израилевых смогли чудесным образом избежать изгнания, а самаритяне, соответственно, их потомки. Отношение классического иудаизма к самаритянам вначале было двойственным – в них не признавали прямо-таки «своих», но и не считали за инородцев-язычников. Да и в Талмуде много столетий спустя самаритяне будут причислены к отдельной группе – вроде бы не евреи, но и не язычники.

Сейчас самаритяне – крошечная община в несколько сотен человек, которые живут частью в Шхеме в Самарии, а частью в Холоне. Но в первые века новой эры, после падения Иудеи под натиском Рима и начала великого изгания, самаритян в стране Израиля было больше, чем «классических» евреев – счёт их шёл, возможно, на миллионы.

Примечательно, что духовное руководство этого получившегося в результате перемешивания народа на протяжении многих столетий оставалось еврейским. Да и самаритянский храм на горе Гризим, обнаруженный во время раскопок и построенный почти одновременно с Иерусалимским Вторым Храмом, оказался очень на него похож. Чего уж говорить о традициях: пусть в последние две тысячи лет самаритянские обычаи и стали отличаться от иудейских, но от вавилонских в них не осталось и следа.

Новоассирийская империя, как и все последующие завоеватели, переселяли народы с места на место, уничтожали их и производили из остатков новые, стремясь максимально стереть любые этнические, культурные и религиозные особенности – ведь управлять безликой массой много проще. Но отрадно видеть, как еврейские черты пробиваются сквозь тысячелетия мясорубок и плавильных котлов и остаются живы. Потому что все империи обязательно когда-нибудь гибнут. А народы – не все.

Комментарии