Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
19.08.2020
В истории колонизации Америки очень много еврейских имен. Спонсорами первой экспедиции Христофора Колумба были три еврея. Двое крещеных – Луис де Сантанхель и Габриэль Санчес. Еще один – Ицхак Абрабанель, министр финансов испанского короля Фердинанда Католического. Ицхак предпочел крещению изгнание – он переселился в Италию в том же 1492 году, когда Колумб отправился на поиски нового пути в Индию.
Именно Сантанхелю было адресовано первое письмо Колумба, в котором он сообщал об открытии новых земель. Родриго Санчес, племянник Габриэля Санчеса, принял участие в первом плавании Колумба в качестве суперинтенданта. Хуан Санчес, еще один племянник Габриэля Санчеса, был одним из двух официальных поставщиков острова Эспаньола – нынешний Гаити: от Хуана, между прочим, король Испании получал до 40% своих доходов.
Луис де Торрес
" border="0"/>Луис де Торрес – переводчик Колумба, знавший иврит, арамейский и арабский – был одним из первых европейцев, ступивших на землю Кубы. Родриго де Триана – вахтенный каравеллы «Пинта», первым увидевший новую землю – был сыном еврейки и мавра, сожженного на костре за торговлю с иудеями. За открытие Нового Света Триана полагалась громадная премия от испанской королевской четы, однако Колумб переписал ее на себя. После такого разочарования в людях Триана в Испании надолго не задержался – уехал в Африку.
Родриго де Триана
" border="0"/>В 1501 году испанская королевская чета Фердинанд и Изабелла запретили путешествовать в «Индию» тем, у кого предки в первом или втором поколении были виновны в «ереси», то есть исповедовали иудаизм или ислам. В 1509 году закон был смягчен: заплатив определенную сумму, можно было получить специальное разрешение. В 1522 году король Карл V снова запретил потомкам иудеев или мусульман въезжать в Америку. В 1539 году запрет был повторен – видимо, плохо соблюдался.
Несмотря на все запреты испанских властей, число евреев в Новом Свете постоянно росло. В первой половине XVI века торговля жемчугом на островах Карибского моря контролировалась евреями. Один из них – Хуан де Кордоба – в 1519 году одолжил крупную сумму денег Эрнану Кортесу, который использовал их для завоевания империи ацтеков – Мексики.
В отряде Кортеса тоже были евреи. Эрнандо Алонсо и его родственник Мартин Алонсо из Андалусии отплыли на Кубу в 1516 году. Мартин стал торговцем жемчугом, разбогател, был избран мэром острова Кубагуа у побережья Венесуэлы. В какой-то момент конкуренты-баски обвинили его, что он не имеет права жить в Вест-Индии. Ему удалось опровергнуть обвинения. Но в декабре 1528 года Мартина зарезал местный житель, считавший, что убить еврея – не грех. Видимо, такого мнения на острове придерживались многие, так как убийца не понес наказания.
Судьба Эрнандо Алонсо сложилась по-другому. По профессии он был кузнецом и вообще мастером на все руки. Эрнандо прибыл в Мексику с Кубы вместе со знаменитым конкистадором Панфило де Нарваэсом в 1520 году. Нарваэс и его отряд были посланы губернатором Кубы для поимки и ареста Кортеса. Но Кортес сумел переманить на свою сторону многих солдат противника, после чего провел боевую операцию и сам арестовал Нарваэса. Солдаты Нарваэса присоединились к войску Кортеса и вместе с ним приняли участие в завоевании ацтеков.
Эрнандо Алонсо был в их числе. Он стал конкистадором. Вместе с Кортесом он пережил «Ночь печали», когда с 30 июня на 1 июля 1520 года конкистадорам пришлось отступить из столицы ацтеков Теночтитлана. В ту ночь погибло более тысячи испанцев, а каждый выживший, включая самого Кортеса, получил ранения. Вся артиллерия, большинство лошадей и награбленное золото были потеряны.
Алонсо также работал на постройке 13 плоскодонных бригантин, сыгравших важную роль во взятии Кортесом Теночтитлана в 1521 году. Благодаря им город был разрушен, а на его месте был основан современный Мехико, получивший статус столицы колонии Новая Испания.
Алонсо был и одним из 150 испанцев, посланных Кортесом в 1523 году на усмирение восстания индейцев в колонии Пануко. Всего под командованием завоевателя Мексики Эрнандо Алонсо сражался пять лет. За свою службу он получил энкомьенду – земельный участок, жители которого работали в том числе и на владельца земли. Считалось, что за это хозяин должен был приучать их к европейской культуре, но вряд ли кто-то из конкистадоров этим занимался.
Дохода от поместья поначалу было мало. Но Алонсо занялся разведением скота и стал поставлять мясо городским властям Мехико. В архиве мексиканской столицы сохранились соответствующие документы. Так, 15 марта 1524 года он выиграл торги: местный мясник Педро де Майя предлагал снабжать город свининой по цене шесть испанских реалов за аррелде – это около 2 килограммов, а Алонсо предложил свинину по четыре реала за аррелде. Его заявка была объявлена глашатаем на городской площади. За девять дней после этого никто не предложил более низкую цену, после чего заявка была принята.
Годом позже появился другой поставщик, предложивший городу свинину по 2 реала за аррелде. Но городской заказ опять достался Алонсо – он согласился продавать свинину по 1,5 реала. В 1527 году Алонсо продавал городу свинину уже по одному реалу за аррелде, но поставлял также баранину и говядину – по пять реалов. И наконец, в 1528 году Алонсо вместе с партнером по имени Бартоломе де Моралес подписал долгосрочный контракт на поставку мяса городу. Баранину и говядину – по четыре реала, свинину – по чуть меньше реала. Договор был подписан лично губернатором в марте 1528 года.
Вскоре после заключения этого выгодного контракта Эрнандо Алонсо – человека, торговавшего свининой – обвинили в тайном соблюдении еврейских обычаев. Легко предположить, что донос на него составили конкуренты. 60-летнего конкистадора бросили в тюрьму, где он ждал суда инквизиции.
В первые дни после ареста Алонсо заявлял о полной невиновности. Но после того как ему пригрозили дыбой и другими орудиями пыток, начал сознаваться во всем подряд. В том, что не пускал жену во время месячных в церковь, так как таков, якобы, еврейский обычай. В том, что дважды крестил сына, причем второй раз – «по закону Моисееву». Третье обвинение было самым абсурдным: будто Алонсо вместе со своим знакомым по имени Пальма, обливали двухлетнего малыша холодной водой в купели, после чего эту воду пили. Тем самым, настаивало обвинение, они издевались над христианским обрядом крещения.
После «чистосердечного признания» Алонсо попросил о снисхождении. Но инквизиторы решили, что он признался слишком поздно, и приговорили его к смерти. Вместе с Алонсо был осужден торговец Гонсало де Моралес, также обвиненный в тайном исповедании иудаизма и признавший обвинения под страхом пытки. В тот же день приговоренных передали светским властям для приведения приговора в исполнение.
Эрнандо Алонсо и Гонсало де Моралес были сожжены на костре. Перед смертью на Алонсо надели саван желтого цвета с нарисованным красным крестом и адским пламенем. Надпись на нем гласила: «Эрнандо Алонсо, кузнец, родился в графстве Ньебла, житель Мехико, еврейский еретик, сожжен на костре в 1528 году».
Вдова Алонсо, Изабелла де Агилар, после смерти мужа вышла замуж за другого конкистадора – Хуана Переса да Гама. После свадьбы они вместе с дочерью Изабеллы от Алонсо уехали в Испанию, где дочь была удачно выдана замуж за нотариуса в Севилье.
Доминиканский монах Висенте де Санта-Мария, осудивший Эрнандо Алонсо, вскоре после его казни был отозван в Испанию, по слухам – за излишнее рвение и превышение полномочий. Он должен был в первую очередь приобщать к христианству индейцев, а не выискивать ересь среди европейцев.
Инквизиционный трибунал в Мексике официально был учрежден в 1571 году и просуществовал до 1820 года. За это время мексиканская инквизиция казнила около 50 человек, 29 из которых обвинялись в тайной приверженности иудаизму.