Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.04.2021
В конце марта 1971 года в Москве открылся XXIV съезд КПСС. На повестке дня у 4963 делегатов во главе с Леонидом Брежневым была так называемая «программа мира». Брежнев предлагал осуществить «решительный поворот к разрядке и миру», в том числе созвать ядерные державы и обсудить с ними вопросы разоружения. В общем, все как и сегодня. А пока все участники съезда стоя аплодировали «мирному» докладу Брежнева, другое решение КПСС осталось почти незамеченным.
Партия проголосовала за то, что советским детям нужно больше игрушек – недорогих и качественных. Результатом «игрушечной доктрины» стало подписание контракта с британской фирмой Dunbee-Combex-Marx в 1975 году. Страна Советов купила у британцев 11 комплектов пресс-форм для производства солдатиков из пластмассы. Индейцы, викинги, ковбои, римляне, египтяне, пираты и рыцари – эти наборы шестисантиметровых фигурок навсегда поменяют жизни миллионов мальчишек в СССР.
Создателем всех серий солдатиков, которыми стали играть в Советском Союзе, был коммерсант Луис Маркс. «Король игрушек», как называло его издание Time, родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов в 1896 году. Ему было всего 15 лет, когда он занял должность подсобного рабочего на игрушечной фабрике Фердинанда Штрауса. Штраус производил механические игрушки – через десяток лет его идеи позволили Марксу стать миллионером. На пару с братом Дэвидом он открыл собственную небольшую компанию. Они выкупили у Штрауса патент на производство двух механических фигурок – Карабкающейся обезьянки Зиппо и Танцора из Алабамы. «По сегодняшним меркам обе игрушки выглядели весьма примитивно. Они могли только шевелить конечностями от механического завода. Однако этого было достаточно. Луису Марксу удалось продать в сумме около 16 миллионов экземпляров “Обезьянки” и “Танцора”», – пишет Констанс Кинг, автор книги «Энциклопедия игрушек».
Уже в конце 40-х небольшой бизнес Маркса превратился в империю: его компания имела заводы в Северной и Южной Америке и начала экспансию в Азию. В 1955 году издание Time поместило его на обложку номера: фигура Маркса закрывала собой Санта-Клауса. «Он окружил себя знаменитостями и дарит им игрушки в качестве подарков. Это действует лучше любой другой рекламы: в 1955 году господин Маркс потратил на продвижение всего 312 долларов», – писало издание. Журналисты Time добавляли также, что в офисе «игрушечного короля» есть тетради с именами детей и учреждений, которым нужно отправить подарки бесплатно: «Как благотворитель он дарит свою продукцию детям уборщиков, официантов и полицейских, воспитанникам детских домов и исправительных заведений. Это более 100 тысяч детей ежегодно».
В 50-х Луис Маркс заинтересовался изготовлением солдатиков из пластмассы. Считают, что одним из первых наборов, выпущенных его компанией, стали ковбои: они выходили в различных комплектациях, включавших и лошадей, и ранчо. Затем были пираты и римляне. Темы для игрушечных армий бизнесмену приносил телевизор: Маркс вдохновлялся вестернами и историческими телепостановками о Древнем Риме. Каждый набор стоил в среднем 4–6 долларов. Для примера средняя цена одной механической куклы от другого производителя составляла в то время 12–20 долларов. При этом бизнесмен всегда искал способы сократить издержки производства и снизить отпускную цену. «Дешево и качественно – вот мой девиз, – любил говорить он. – Детям важно покупать много игрушек. Они дают ребенку ощущение безопасности, говорят о любви и внимании».
Не все серии солдатиков продавались хорошо. Коллекционеры фигурок Маркса, пытаясь проследить их «родословную», находили интересные факты. Так, например, знаменитую серию «Пираты» впервые начали продавать в 1953 году. Фигурки отливали на заводах США и Канады, но в Канаде спрос на солдатиков этой серии был невысок. Из-за этого Маркс решил передать пресс-формы пиратов на свой завод Charmore в Германии. Но и немецкому покупателю пираты «не зашли» – тогда производство перенесли на фабрику в Южном Уэльсе, а оттуда – тоже по причине небольшого спроса – пресс-формы «переехали» в Мексику и затем в Гонконг. Интересно, что на тестовых наборах пиратов, выпущенных в 1977 году на Донецком заводе игрушек – именно туда доставили купленные для нужд СССР пресс-формы Луиса Маркса, тоже стояло клеймо Hong Kong – позже его сточили. Таким же образом «путешествовали» и другие наборы солдатиков, попавшие в конце концов к советским детям.
Чиновники из СССР отбирали продукцию строго – не в последнюю очередь на выбор влиял идеологический фактор. Так, набор «Индейцы» прошел чиновничью цензуру сразу же. Образ краснокожих борцов за свободу в Советском Союзе знали и одобряли. В 1967 году власти даже предоставили площадку в Крыму для съемок «индейского» немецкого фильма «Текумзе» с актером Гойко Митичем в главной роли. А вот с солдатиками из серии «Ковбои» вышла проблема: брать ковбоев в производство не хотели – ведь именно они и считались в СССР угнетателями краснокожих. Подобная же проблема возникла и с римлянами. Имперский Рим подавил восстание Спартака, а его в советской истории называли едва ли не предвестником Октябрьской революции.
К моменту сделки между Советским Союзом и игрушечной фирмой Dunbee-Combex-Marx в 1975 году Луис Маркс уже отошел от дел. В названии компании осталась только его фамилия. Тремя годами ранее он продал бизнес конкурентам. По данным СМИ, цена продажи составила 54 миллиона долларов.
Игрушечный король умер в 1982 году в Нью-Йорке в возрасте 86 лет. Донецкий завод игрушек продолжал выпускать его солдатиков вплоть до 1997 года. Потом производство остановили из-за износа форм. В современной России наборы по формам Маркса продолжают делать несколько частных фирм.