Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.08.2021
Зимой 1812 года армия Наполеона отступала из России, жестоко страдая от голода и русских морозов. Бывший покоритель Европы был вынужден спасаться вместе с небольшим отрядом приближенных и слуг. И как гласит одна из легенд, которую теперь рассказывают в музее Хайфы, под Могилевом император повстречал еврея, спасшего ему жизнь. Зимним вечером, скрываясь от погони русских войск, император заблудился и случайно наткнулся на заброшенную хибару. В ней молился местный раввин Йосеф. Якобы Наполеон терпеливо дождался, пока тот закончит молитву, а затем попросил вывести его отряд к главной дороге. Император опасался, что Йосеф выдаст его преследователям. Но тот, как опять же уверяет легенда, ответил словами древних мудрецов: «Запрещено отдавать одного царя в руки другого». Ночью рабби вывел отряд Наполеона тайной тропой на дорогу – как и обещал. В благодарность французский завоеватель подарил ему свою пурпурную мантию, расшитую золотыми нитями и украшенную пуговицами из бриллиантов. На обратном пути ребе Йосефу повстречался отряд разбойников – они срезали с мантии драгоценности, но ее саму вернули назад. После войны рабби сшил из императорского бархата занавес на ковчег для свитков Торы.
По второй версии легенды, одеяние от Наполеона получил не рабби Йосеф, а бедный еврейский портной из подмосковной деревни. Холодной зимней ночью в его домик постучался замерзший французский офицер и попросился на ночлег. В благодарность за приют он подарил хозяину свою бархатную мантию. Что это был сам Наполеон, портной догадался только после войны, когда увидел портрет императора.
Но и это не всё! По третьей версии, Наполеон отдал свою мантию еврейскому цадику в благодарность за правильное предсказание. Этим цадиком был некий раввин Давид, который жил в местечке Честохово, близ города Лелов в современной Польше. Наполеон, проезжая мимо Честохово по дороге на Москву, узнал, что цадик умеет предсказывать будущее, и пожелал встретиться с ним. «Что уготовано мне на востоке, победа или поражение?» – спросил он. Давид, трепеща и ожидая наказания, сказал Наполеону, что войну ему суждено проиграть – император тогда лишь усмехнулся. Однако, потерпев поражение в России и отступая из Москвы зимой, он вспомнил слова предсказателя, отыскал его и в знак признания даровал ему свою мантию.
У историков нет однозначных доказательств правдивости этой легенды. Даже в Художественном музее Хайфы этот артефакт долго висел без всяких дат и описаний. Известно, что этот занавес передали музею потомки того самого раввина Йосефа из Могилева. Об этом говорит в своей книге один из них – Йегошуа Лурье. Он утверждает, что его предки привезли «занавес Наполеона» на землю Израиля в конце XIX века. Они передали покров в синагогу Хурва в Иерусалиме, и тот стал одной из ее главных достопримечательностей. Другой автор, Йосеф Вассерман, в своей книге «Особенные жители Иерусалима» пишет: «В шаббат Беаалотха в синагоге Хурва было особенно многолюдно. Всем хотелось увидеть большую серебряную менору и бархатный занавес, скрывающий ковчег для свитков Торы. Ведь эти драгоценности открываются широкой публике лишь дважды в году: в шаббат на Хануку и шаббат Беаалотха. По преданию, он сшит из мантии самого Наполеона».
В 1948 году синагогу Хурва, которая была главной синагогой ашкеназов в Иерусалиме, разрушили войска Арабского легиона в ходе городских боев. Потомки Йосефа смогли спрятать занавес, а позже передали его на хранение в музей Хайфы. В 2003 году они потребовали вернуть семейную реликвию, однако музей наотрез отказался отдавать наследникам такой ценный экспонат. По итогам судебного разбирательства стороны пришли к компромиссу: реликвия осталась в собственности музея, но рядом с ней появилась табличка с историей семьи Лурье и подробным рассказом эпизода о встрече раввина Йосефа и императора Наполеона. В 2011 году синагогу Хурва восстановили. Знаменитый занавес вернулся туда в день открытия по настоятельной просьбе потомков рабби Йосефа, но уже наутро экспонат опять был в музее Хайфы.
Интересно, что могилевский рабби Йосеф также оставил после себя тетрадь с записями. Ее обнаружили исследователи в одном из израильских архивов. Рабби сообщал в числе прочего, что был владельцем роскошного занавеса на ковчег для Торы. Однако он ни словом не обмолвился, что получил его в дар от самого Наполеона. При этом музейная экспертиза выяснила – ткань «мантии» действительно изготовили во Франции в начале XIX века. С некоторой долей вероятности ее обладателем на самом деле мог быть французский завоеватель.
Также известно, что Наполеон антисемитом не был. Хотя порой он резко высказывался в адрес евреев, а в 1808 году все же принял указ, который ограничивал их пребывание во Франции. Историки считают, что это постановление Наполеон подписал на время в целях дипломатии – чтобы угодить русскому императору: Франция и Россия считались союзниками после Тильзитского мирного договора 1807 года. Более того, во многих еврейских общинах Европы императора Наполеона считали благодетелем, который дал им гражданские права. Не редкостью была ситуация, когда еврейские семьи называли в честь Наполеона своих детей. Есть также сведения, что император встречался и задавал вопросы старейшинам еврейской общины в Париже. В свете этих фактов встреча Наполеона с рабби Йосефом в Могилеве и смиренное ожидание конца молитвы – как и последующий дорогой подарок раввину – совсем не выглядят невероятным событием.
Людмила Крупитская